Государство ставит задачи по увеличению добычи рыбы и морепродуктов. Это крайне необходимо и для обеспечения продовольственной безопасности страны. Но достаточно ли принимаемых мер? Ведь суда стареют, а новых почти не приобретается. Нами недоосваивается большое количество водных биоресурсов морских водоемов юрисдикции России и открытой части Мирового океана.
Если Россия в ближайшие годы не возобновит промысел в Мировом океане, особенно тунцов, то может лишиться этой возможности навсегда. Нужно действовать срочно и энергично. Распорядительными документами правительства России основными приоритетными направлениями государственной политики по развитию рыбохозяйственного комплекса определены: развитие инновационного потенциала рыбного хозяйства, модернизация рыбоперерабатывающего сектора и стимулирование производства рыбной продукции глубокой степени переработки, наращивание экспорта конкурентоспособной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью и активизация международного сотрудничества.
Неотъемлемой частью государственной политики является принятие мер по увеличению вылова недоосваиваемых рыбных запасов, расширение работы российского добывающего флота в отдаленных районах лова. Только за счет этого возможно наращивание общего вылова и выпуска продукции морских промыслов.
Наибольший интерес из недоосваиваемых ресурсов в водах национальной юрисдикции и прилегающих вод представляют: скумбрия и сардина (сельдь-иваси) у побережья Южных Курильских островов, в зоне Японии, прилегающей части Тихого океана и побережья Приморья, сайра в районе Южных Курил и открытой части Тихого океана, кальмар, добываемый джигерами в Японском море, практически не осваиваемый российскими рыбаками, кильки и другие виды рыб Каспийского моря, морские водоросли практически всех бассейнов, некоторые другие, менее многочисленные и ценные виды биоресурсов, в том числе Северного и Азово-Черноморского бассейнов.
Расширение добычи этих видов ограничивается недостаточным количеством добывающих судов и приемно-перерабатывающих мощностей, в том числе береговых. Лов многих из указанных видов возможен в течение 5-7 месяцев, в основном летом и осенью. Некоторые запасы подвержены межгодовым колебаниям (иногда довольно значительным). Эти факторы усложняют ситуацию с обеспечением круглогодичной промысловой эксплуатации судов и делают данные промыслы достаточно рискованными, не всегда высокорентабельными.
Поэтому строящиеся добывающие суда должны проектироваться с учетом возможности использования на нескольких видах промысла. Необходимо срочное решение вопроса увеличения количества приемных плавучих перерабатывающих баз — закупка б/у судов с переоборудованием или заново построенных. Без них невозможно значительное увеличение вылова сельди-иваси и скумбрии Дальнего Востока и долговременное использование их запасов. Они будут нелишними и на других видах промысла.
Наряду с указанными районами и видами ВБР водоемов России, российскими рыбаками практически не используются запасы открытой части Мирового океана. Необходимо активизировать работу по организации добычи криля в приантарктических водах, тропических тунцов всех доступных районов промысла, мелких мезопелагических видов рыб, кальмаров во многих районах и других гидробионтов, включая ставриду, запасы которой по-видимому восстановятся в близком будущем, и других видов рыб южной части Тихого океана.
Надо учитывать, что если Россия в ближайшее время не сделает рывок в освоении водных биоресурсов отдаленных районов промысла, то скоро доступ к их освоению может быть крайне затруднен или вообще невозможен. Но отрасль в этих направлениях пока не продвигается. Наши даже крупные рыбохозяйственные компании, имеющие финансовые возможности, в условиях усиливающейся борьбы за доступ к освоению ресурсов в открытой части Мирового океана не проявляют интереса, которого эти запасы заслуживают.
Особое внимание необходимо уделить возобновлению промысла тунцов и ресурсов приантарктических вод. Добыча тунцов является одной из самых высокотехнологичных, но одновременно и почти самым высокодоходным сегментом мирового рыболовства.
Запасы и объемы добычи многих видов рыб в Мировом океане в последние годы находятся на грани перелова или даже сокращаются, а уловы тунцов (за исключением особо ценных) и сопутствующих им видов постоянно растут. В последние годы они достигли 4,5 миллионов тонн.
При этом по некоторым видам и районам лова имеются реальные возможности увеличения добычи. Промысел тунцов не является для российских рыбаков чем-то новым. Ранее в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах вылавливалось до 25 тысяч тонн этих видов рыб в год.
Первый шаг по возвращению Российской Федерации в тунцеловный промысел может быть быть сделан в Атлантике, где у нас есть возможность ведения лова девяти кошельковыми судами в рамках международной комиссии по регулированию промысла тунцов Атлантического океана.
В Индийском и Тихом океанах также можно было бы работать, вступив в соответствующие международные организации по регулированию промысла.
Но для этого в ближайшие годы, если мы не хотим отстать в конкурентной борьбе за ресурс, необходим специализированный флот. Первоначально целесообразно приобрести на вторичном рынке 1-2 кошельковых тунцеловных судна, а затем построить группу таких судов для работы в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах в количестве предположительно до 15 единиц.
Стоимость их постройки может составить от 400 до 600 миллионов долларов в зависимости от региона строительства, но окупаемость их приобретения несомненна. Из мирового опыта известно, что этот вид промысла дает прибыль достаточную для высокоэффективной работы тунодобывающих фирм различных стран уже на протяжении более 50 лет.
Если Российской Федерацией в ближайшее время не будет возобновлен тунцеловный промысел, то он может быть потерян для России навсегда. Ведь международные тунцеловные организации постоянно ужесточают правила доступа к ресурсам.
Если мы выпадем из числа стран, занимающихся этой деятельностью, то вернуться в эту достаточно замкнутую группу будет чрезвычайно сложно.
Советник генерального директора
ФГУП "Нацрыбресурс", ветеран отрасли