Морская составляющая Северного рыбохозяйственного бассейна Баренцева моря и прилегающие районы - одна из самых чистых и мало затронутых человеческой деятельностью морских экосистем, богатой различными видами рыб (более 150) и беспозвоночных. Наибольшее промысловое значение имеют треска, пикша, сайда, черный палтус, атлантическая сельдь, камбала, зубатка, мойва, креветка.
К региональным особенностям рыболовства следует отнести значительное влияние на характер рыбопромысловой деятельности на Северном бассейне международно-правового режима морских пространств и регулирования рыболовства. Российские рыбопромышленные предприятия осуществляют свою деятельность в Исключительной экономической зоне России, экономических зонах иностранных государств, районах действия международных соглашений (конвенций).
Необходимо также отметить, что практически весь улов донных видов рыб проходит первичную обработку-разделку в море на добывающих судах, а значительная часть замораживается в судовых условиях.
Промышленное рыболовство в Баренцевом море почти полностью осуществляется на квотируемых биологических объектах, причем более половины добываемых ресурсов приходится на иностранные экономические зоны.
Важнейшие промысловые ресурсы Баренцева и восточной части Норвежского морей — треска и пикша (80 процентов сырьевой базы), являются трансграничными и находятся под совместным управлением России и Норвегии.
Сотрудничество в области рыболовства осуществляется на основе межправительственных соглашений, а практическая работа осуществляется в рамках смешанной Российско-норвежской комиссии по рыболовству (СРНК).
На ежегодных сессиях СРНК устанавливаются ОДУ по треске, пикше, мойве и других промысловых объектов, производится распределение объемов вылова трески и пикши между рыбаками двух стран, а также устанавливаются квоты вылова третьих стран, утверждаются основные меры (правила) регулирования рыболовства, которые должны соблюдаться рыбаками всех стран, ведущих лов рыбы в районе действия соглашения…
Следует отметить, что запасы основных донных объектов лова бассейна находятся в удовлетворительном состоянии, а некоторых (трески) — в хорошем.
Среди нерыбных объектов промысла наиболее важные виды — камчатский краб, краб-стригун — опилио, исландский гребешок, а также северная креветка, промысловое значение которой в последние годы снизилось, из-за ее массового выедания треской.
Общеизвестно, что эффективность освоения водных биологических ресурсов обусловлена не только состоянием запасов, но и техническим состоянием добывающего флота, уровнем его энерговооруженности, позволяющим использовать современные технологии добычи и обработки рыбы.
По имеющимся данным, в состав действующего рыбопромыслового флота Северного бассейна, занятого на облове трески и пикши (с неизбежным приловом), входит около 160 среднетоннажных и малотоннажных — прибрежного лова, судов.
Находящиеся в эксплуатации суда характеризуются значительным физическим и моральным износом, их средний возраст составляет около 28 лет. Их устаревшие конструкции не позволяют использовать новейшие технологии переработки и обеспечить комплексную, полную переработку сырья, выработку продукции с высокой добавленной стоимостью.
Одним из судов, оперирующих на бассейне, является промысловый СРТМк М-0170 "Пинро-2". Это — единственное производственное судно на бассейне, собственником которого является государство, находится в хозяйственном ведении у ФГУП "Нацрыбресурс".
Построенное (под другим названием) на судоверфи города Киева, оно достроено в 1998 году в городе Николаеве, является последним рыболовным судном большой серии судов проекта 502 ЭМ.
Оно передано ФГУП "Нацрыбресурс" решением уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сентябре 2002 года. Оперативное управление судном "ПИНРО-2" осуществляет мурманский филиал ФГУП "Нацрыбресурс".
В рамках освоения выделенных ФГУП "Нацрыбресурс" квот судно "Пинро-2" осуществляет добычу и первичную переработку трески, пикши и других промысловых объектов.
В 2002–2006 годах судно работало в Баренцевом море и прилегающих районах на освоении установленных квот вылова, а также участвовало в проведении научных исследований по треске, пикше и черному палтусу.
В конце 2006 года у судна закончился срок действия классификационных документов РМРС и оно до перегона в порт Мурманска находилось в Норвегии в порту Киркенеса. В ноябре 2010 года на судне был начат капитальный ремонт для возобновления классификационных документов на право плавания.
В июне 2013 года "Пинро-2" было отбуксировано в порт Мурманска для окончания ремонта, который проводился на Мурманском судоремонтном предприятии "СевТехКомп".
Несмотря на технические сложности (после длительного простоя) и непростую экономическую ситуацию ФГУП "Нацрыбресурс", выполнило классовый ремонт судна ПИНРО-2.
Таким образом, после почти семи лет бездействия и обветшания, судно, успешно пройдя все необходимые формальности, получило классификационные документы Российского морского регистра судоходства.
Шестого марта 2015 года рыболовное судно "Пинро-2", укомплектованное профессиональным экипажем и возглавляемое опытным капитаном И.В. Башкировым, полностью обеспеченное судовыми запасами, различным снабжением, орудиями лова и другим снаряжением вышло на освоение, установленных на 2015 год квот вылова донных видов рыб в Российской экономической зоне.
Первый груз готовой мороженой продукции в количестве 218,8 тонн был доставлен в порт Мурманск 5 апреля. В течение 2015 года судно выходило в море на промысел восемь раз. Общий вылов донных видов рыб составил около 2071 тонны, выработано продукции почти 1510 тонн. Выделенные квоты освоены полностью. Из последнего рейса судно вернулось 14 декабря 2015 года.
Вся готовая высококачественная рыбопродукция поступила на внутренний рынок.
Следует отметить, что в целях максимального использования сырьевой базы бассейна с Баренцево-Беломорским территориальным управлением Росрыболовства был заключен договор пользования морской камбалы, на которую не устанавливается квота вылова. Было добыто около 135 тонн этого промыслового объекта.
Не очень впечатляющий результат связан с тем, что на судно в связи с его техническими возможностями не может быть установлено дополнительное оборудование, наличие которого позволило бы практически в два раза повысить результативность облова морской камбалы.
Вместе с тем судно не стояло у причала и не "съедало" полученные от реализации продукции финансы.
В первый рейс 2016 года, после очередного Регистрового освидетельствования и мелкого ремонта, судно вышло 9 февраля.
На 2016 год в Баренцевом море ожидается устойчивая промысловая обстановка. Хотя море — стихия, погода - вещь непредсказуемая.
Первые уловы в 2016 году пока подтвердили хорошее в промысловом отношении состояние запасов трески и пикши в районе западного склона Гусиной банки (недалеко от западного побережья Новой земли), где ведет промысел судно. В уловах преобладают экземпляры трески весом от 1 до 2 килограммов.
Хотя в уловах попадается довольно много экземпляров трески весом от 7 до 15 килограмм. Пикша в основном от 1 до 2 килограммов. Это говорит не только о возросших промысловых запасах, но и о недостаточной промысловой активности в части вылова рыбы предельного возраста.
Вместе с тем на условно немолодом промысловом "Пинро-2" (но моложе многих других) сегодня, к сожалению, работают тоже возрастные рыбаки. Средний возраст рыбаков 45-50 лет. Молодежи очень мало. Кадровый голод с каждым годом все сильнее и сильнее. Кому передавать опыт многих поколений рыбаков? А это бесценный опыт. Учебников, книг как, где и когда промышлять в Баренцевом море не существует.
Хотя в последние годы в отрасли проводится большая работа по повышению престижности рыбацкой профессии, а также строительству нового высокоэффективного добывающего флота, этот процесс требует ускорения, ибо у нас остается не столь большой промежуток времени для исправления ситуации в возвращении России в мировые лидеры в морском рыболовстве. Наши конкуренты тоже не стоят на месте.
Заместитель генерального директора по развитию ФГУП "Нацрыбресурс"