В 2018 году Казань в третий раз станет хозяйкой всероссийского чемпионата WorldSkills Russia. Что из себя представляет чемпионат по рабочим специальностям Worldskills? С какой целью он проводится во всем мире? И зачем в это включилась Россия? На эти вопросы Pravda.Ru отвечает генеральный директор союза Worldskills Россия Роберт Уразов.
— Что такое движение Worldskills? То есть посыл понятен — развитие рабочих специальностей. Но откуда это пошло? И в чем главный смысл?
— Движение возникло в 1946 году в Испании, когда встал вопрос о том, что на едином рынке труда Европы не существует каких-то единых стандартов профессионального образования. Получалось, что сантехников в Великобритании готовили по-одному, а в Португалии - по-другому. И вот эти две страны договорились между собой и решили провести соревнование между так называемыми рабочими профессиями.
То есть это были профессии, в основном, строительного сектора и сектора ЖКХ, плюс немножко из сферы услуг. Потом движение росло. И в настоящий момент, если говорить про движение Worldskills, то оно насчитывает 75 стран.
Российская Федерация вступила туда в 2012 году, и мы были тогда шестидесятой юбилейной страной, которая вступила в это движение. Главной отличительной особенностью нашего движения, естественно, является проведение чемпионатов Worldskills. Мы в России приняли решение о том, что будем называть свое движение "Молодые профессионалы" (Worldskills Россия).
— И что представляют из себя чемпионаты "Молодые профессионалы"?
— Это соревнования, проходящие на огромном публичном пространстве, — 150-100 тысяч квадратов как минимум, в котором соревнуются ребята в возрасте от 18 до 22 лет. Это те ребята, которые учатся в колледжах, либо университетах, которые, может быть, даже не учатся вообще нигде, но работают, и они соревнуются по соответствующим профессиям. В Worldskills это называется компетенциями.
— То есть участникам на чемпионате дается оборудование и они выполняют определенные задания?
— Гораздо сложнее, на самом деле. Представьте, что собирается огромная площадка, она делится на 50 секторов, на 50 компетенций. И там ребята соревнуются в своей профессии. Есть шесть блоков профессии. Первый блок профессий — это промышленный блок, например, фрезерные работы, токарные работы, мехатроники, мобильные робототехники. Есть строительный блок, блок IT, блок сферы услуг, блок творчества и дизайна и обслуживания гражданского транспорта.
Эти шесть блоков объединены одной идеей — это сквозные профессии, они есть во всех экономиках мира. Они, как правило, не носят отраслевого характера. Если мы говорим про ребят, которые работают в токарном производстве, то они нужны одинаково как в авиастроении, так и в судостроении. И они соревнуются в том, как можно сделать что-либо как можно лучше.
— Приведите пример такого задания?
— Например, парень, который работает на токарном производстве, должен запрограммировать токарный станок, его наладить и выточить очень сложную деталь. Для этого у нас существуют так называемые индустриальные партнеры, которые поддерживают это движение: с одной стороны, дают оборудование, а с другой стороны, задают планку, что ты фактически должен сделать.
Эти задания, как правило, очень сложные, они длятся четыре дня. И за счет того, что мы собираем одновременно все 50 профессий, мы создаем такое шоу, когда появляются победители, когда виден сам процесс производства. И мы преследуем несколько целей.
Самая первая цель и очень простая — показать, что такое современная профессия. Если бы я вас спросил, какое основное производственное движение у токаря, что бы вы сказали?
— Наверное, он что-то прокручивает.
— На самом деле, он печатает на компьютере. Рабочие профессии очень сильно поменялись. И если мы говорим про токарей, про сварщиков, мехатроников, робототехников и даже поваров, для всех них сейчас фактически нужен навык программирования сложного оборудования. И сложность в том, что людей надо научить работать не только руками, но и головой одновременно.
Становится все больше умственного труда, идет сокращение ручного труда. Поэтому если мы говорим сегодня про рабочие профессии, то это не совсем так — это рабоче-инженерные профессии. Любой участник движения "Молодые профессионалы" — уже базовый инженер, потому что он должен уметь программировать, он должен уметь чертить и так далее.
И когда вы собираете такой чемпионат, делаете такое шоу, то самая простая логика — это объяснить школьникам, какую профессию стоит выбрать. Если вы скажете своим детям: "Когда я был молодой, у нас повар готовил при помощи газовой плиты, а сейчас стоят автоматические средства, стоит паркоавтомат, стоит программируемая панель", но как дети об этом узнают? Они не смогут пойти на завод и посмотреть, не смогут прийти на кухню ресторана. А чемпионат фактически обнажает, что происходит на самом деле.
— Как проходит подготовка к национальному чемпионату? Как проходит отбор участников?
— Безусловно, национальный чемпионат — это чемпионат уже среди лучших из лучших. Потому что сейчас к нашему движению "Молодые профессионалы" присоединилось 72 региона, это почти вся Россия.
Сначала проводят соревнования в колледжах или университетах, потому что очень многие профессии соприкасаются с высшим образованием, и количество этих профессий увеличивается.
Потом каждый регион проводит свой региональный чемпионат, на нем собираются дети, соревнуются, и лучшие отбираются на уровень федерального округа.
— А под чьей эгидой проводятся соревнования в России — крупного бизнеса или каких-то министерств?
— Это государственно-частное партнерство. Здесь соприкасаются интересы очень многих сторон. Основным организатором является союз Worldskills, который я возглавляю. Мы являемся стороной-участником Worldskills International, и мы отвечаем за качество проведенных соревнований. Но соревнования проводим мы не сами, это проводят те регионы либо те предприятия, которые захотели организовать этот конкурс.
— Как заслужить право на проведение в России мирового чемпионата? Что это за процедура?
— Это очень похоже на процедуру победы в Олимпийских играх. Точно так же в Worldskills International существует генеральная ассамблея — орган, который объединяет все страны. Сейчас это 75 стран, и они голосуют за ту страну, которая представила свою заявку.
В 2015 году мы боролись с двумя странами: с Бельгией и с Францией. При этом большинство стран были европейские. Мы в тяжелейшей борьбе в двухраундном соревновании победили, благодаря тому, что предложили миру несколько иную модель. Суть в том, что Worldskills внутри своих стандартов — это инструмент очень быстрого изменения системы подготовки.
Фактически вы через соревнование задаете стандарт. Это как некая система ГЛОНАСС для системы профессионального образования. У нас в России традиционно очень хорошо с педагогикой, мы умеем учить, есть прекрасная русская школа и так далее, но у нас проблема в том, что у нас есть сильный отрыв, чему учить в профессиональном образовании.
Мы очень часто используем стандарты, которые являются стандартами еще с советских времен. Мы используем оборудование, которое, извините, не современное. И вот результат нашей сборной — это фактически градусник для нашей системы образования. В 2013 году мы заняли 41-е место из 45 участников. То есть внизу были, а в 2015 году мы заняли 14-е место.
- А кто лидирует?
— Сейчас есть три блока очень сильных стран. Первый блок, традиционно лидирующий, - это блок "азиатских тигров". Это Корея, это Китай, это Япония и это Тайвань, которая отдельно входит в движение, несмотря на выпускные свои особенности. Эти четыре страны традиционно попадают в топ-10 при любых раскладах. Если так говорить, то все производство, все то, что делается руками, сейчас сконцентрировано как раз в азиатском регионе.
Вторая группировка, как бы такой кулак, — это набор стран — Франция, Германия, Швейцария, Великобритания. Эти четыре страны показывают сильный результат за счет очень простой логики — там есть традиционная сильная дуальная схема обучения, когда ребята обучаются большую часть времени на предприятии. Например, в Германии для того, чтобы пойти учиться, ты сначала должен подписать контракт с компанией и после этого только ты идешь учиться.
Если мы берем Корею, Японию, Китай, там вообще фишка в другом. В том, что систему профессиональной подготовки фактически создают сами работодатели. И здесь ключевой разрыв для нас. Мы очень часто ждем что-то от образования, хотя, по факту, систему подготовки прикладных навыков дает сам бизнес. Еще один уникальный объект на карте мира, если возвращаться к странам-лидерам, — это Бразилия. Основной упор они сделали на свои промышленные компетенции, на промышленные профессии.
В Бразилии существует объединенный корпоративный университет всех промышленных компаний. Проблема Бразилии в том, что крайне малая часть населения может получить доступ к профессиональному образованию. И компании, не дождавшись от государства решительных мер, создали свой корпоративный ответ. Просто взяли, все промышленники скинулись по одному проценту в фонд оплаты труда и создали такой центр. И мы пришли к решению, что нам чемпионат нужен не для того, чтобы повесить еще один шильдик, что мы провели чемпионат Worldskills в России, и точка. Наша цель — использовать это как средство.
Если сам чемпионат — это станок, то наша задача этим станком сделать шикарные детали, от которых будут в восторге. Эти детали — это система подготовки. Мы проводим чемпионаты не только среди молодых ребят, но мы проводим среди компаний. В этом году мы проводим 17 чемпионатов среди промышленных компаний для молодых рабочих — тех ребят в возрасте до 28 лет, которые уже работают на заводе. Потому что важно молодежь мотивировать.
Кто вспомнит о парне, который работает у фрезерного станка в Красноярске? Почти никто. Но если он примет участие в чемпионате, займет какое-то место, то к нему будут относиться с уважением.
Подготовила к публикации Мария Сныткова
Беседовала