В гостях у Pravda. Ru Владислав Гинько, экономист, преподаватель РАНХиГС при президенте РФ. Главные темы беседы - дискуссия о необходимости включения печатного станка в России, уровень инфляции, свободное плавание рубля, программы государственной поддержки экономики, отечественное производство и импортозамещение.
- Может ли механизм проектного финансирования спасти российскую экономику? Корректно ли так ставить вопрос? Или дело в каких-то других, более системных факторах: постановке правильных целей, искоренении коррупции, снижении процентной ставки и так далее?
- Сейчас настойчиво звучит предложение включить печатный станок, чтобы увеличить денежную эмиссию. Сторонники этой меры ссылаются на то, что уровень монетизации российской экономики невысок, но я обратил бы внимание, что при осуществлении дополнительной монетизации экономики России, при увеличении денежной эмиссии, никто не может гарантировать, что не произойдет резкий всплеск инфляции.
Инфляция имеет не только монетарную природу, она ведь связана с ростом издержек, так что в текущей ситуации проектное финансирование — это один из инструментов развития экономики страны, но только один из многих.
Государство выделяет значительные средства для поддержания экономики, мы тратим на это финансовую подушку безопасности. При дефиците бюджета никто не пытается сократить его за счет снижения поддержки экономики. Поддержка идет по разным направлениям, например, недавно под полпроцента годовых были выделены средства на поддержку экономики Вологодской области. На мой взгляд, это очень важный момент. Во-первых, выделены миллиардные средства, во-вторых, выделены региональной экономике, в-третьих, по беспрецедентно низкой ставке.
По части проектного финансирования существуют государственные программы по отдельным отраслям и направлениям для малого и среднего бизнеса. Есть программы поддержки сельского хозяйства, есть связанные со льготной ипотекой для населения. Все они предназначены для сохранения здоровья финансовой системы, а это низкий уровень государственного долга к ВВП, это дефицит бюджета, не превышающий 3 процентов процентов.
Верно, что мы намерены потратить значительные средства из нашей финансовой подушки безопасности, однако важно понимать, что резервы Центрального банка за два первых месяца этого года вернули 70 процентов от снижения резервов в прошлом году. Государство проводит, на мой взгляд, очень сбалансированную политику: с одной стороны, выделяются огромные средства регионам, малому и среднему бизнесу, на импортозамещение, на поддержку социальной сферы, сельского хозяйства, а с другой — не включается бездумно печатный станок, не тратятся резервы Центробанка только для того, чтобы поддерживать заданный курс евро и доллара.
Центробанк отпустил рубль в свободное плавание и, оставляя за собой право в любой момент проводить валютные интервенции, продавая или покупая валюту, полностью спутал карты трейдерам, которые зарабатывают на валютных спекуляциях. Притом, что мы сталкиваемся со снижением внешнеторогового оборота, у нас сохраняется профицит, это большое достижение. Многие страны в мире вообще мечтают получить хоть какой-то профицит, они постоянно живут с хроническим дефицитом, закупая больше, чем продают.
- Чья работа с проектами, на ваш взгляд, эффективнее, — ЦБ или Фонда промышленности? И почему?
- Я считаю, что обе структуры эффективны в том плане, что существует понятная методика определения поддержки проектов. Заключается она в том, чтобы отсеять возможность нецелевого использования средств, уменьшить их до минимума. У нас есть Cчетная палата, которая активно работает с контролем расходования средств, и есть показатель того, что мы бережно относимся к каждому рублю.
Нужно соблюсти все необходимые требования, чтобы получить государственную финансовую поддержку, в дальнейшем проводится контроль за расходованием средств со стороны Счетной палаты и достаточно жесткий контроль со стороны ОНФ. Любые траты, совершаемые государством, находятся под пристальным вниманием ОНФ. Поэтому в целом, я бы сказал, что как Фонд, так и Центральный банк контролируют расход средств эффективным образом. Любое отклонение от целевого использования средств будет достаточно быстро выявлено, а виновные будут наказаны.
- По каким основным критериям, на ваш взгляд, следует вести отбор проектов? И к чему привязывать процентную ставку?
- Президент страны и глава кабмина Дмитрий Медведев не раз говорили о критериях поддержки того или иного предприятия — их можно суммировать так: во-первых, это должно быть предприятие, которое создает конкурентоспособный на мировом рынке продукт. Владимир Путин достаточно резко высказался по этому поводу, он сказал, что никому не удастся получать господдержку для некачественных товаров и услуг.
Второй момент заключается в оценке значимости бизнеса на уровне региона. К примеру, Воробьев, губернатор Московской области, сформулировал требования к предприятиям Подмосковья, которые могут рассчитывать на государственную поддержку — это предприятия стратегического характера, работающие в сфере импортозамещения, прежде всего, в сфере продуктов питания, но не только — это и высокие технологии, например.
Далее, если предприятие является весомым игроком в своем регионе, к примеру, создает рабочие места, имеет большой оборот, соответственно, платит большой налог, в таком случае государство открывает ему зеленый свет.
- Поясните, пожалуйста, про Московскую область.
- Глава муниципалитета подмосковного города Химки Слепцов лично посещает химкинские магазины и интересуется, почему нет на прилавках продукции, произведенной в Химках. Нередко там даже не знают, что такая продукция производится на городских предприятиях.
Глава муниципалитета сам информирует торговые точки, убеждает — это очень важная работа. У нас ведь бывает так, что есть производство, его поддерживает государство, но о нем мало кто знает, это значит, что на продукцию будет низкий спрос не по причине ее низкого качества, а просто по незнанию, и производство остановится.
Например, в Истринском районе у Олега Сироты налажено производство отечественного пармезана, но многие ли об этом знают? Нужно привлекать маркетинг, создавать популярность, налаживать сбыт, конечно, ценовая политика должна быть гибкой, производители должны подстраиваться под рынок. Государство поддерживает только то, что пользуется спросом.
- Регионы, наверное, еще не подтянулись по части маркетинга?
- Да, регионы еще не подтянулись. У глав муниципалитетов особая задача популяризации местной продукции, я думаю, они могли бы взять пример с Владимира Слепцова. Логично поддержать рублем свое, местное предприятие, потому что оно платит налоги в местный бюджет, а из него оплачивается уборка улиц, например.
В Химках долг по ЖКХ составляет 900 с чем-то миллионов, и когда нужно, например, заправить снегоуборочные машины, нечем бензин оплачивать. Получается, что если мы будем употреблять то, что производят наши местные предприятия, то тем самым поможем наполнить местный бюджет. Пока не хватает этого понимания, и я считаю, что это во многом задача муниципалитетов.
Интервью к публикации подготовила Марина Белашева
Беседовала