"Газовая" атака на Россию не удалась

Источник: фотоархив Pravda.Ru

Многие в России считают, что-то, что хорошо для "Газпрома", то хорошо и для страны. Конечно, это не совсем так. Но тем не менее обратный тезис верен, что-то, что плохо для "Газпрома", плохо и для России, слишком велика роль и значение "Газпрома" в экономике РФ, причем как в денежном отношении, в доле в ВВП, так и непосредственно в жизни людей.

"Газовые" проблемы России преувеличены

Совершенно не случайно президент России Владимир Путин на встрече с главой "Газпрома" Алексеем Миллером специально, отдельно ставил вопросы о реализации той мощной программы всеобщей газификации, которую реализует "Газпром".

И если пытаться разобраться в том, о чем говорили президент и руководитель "Газпрома", можно прийти к несколько, на мой взгляд, даже неожиданным выводам. Та внешнеполитическая ситуация, в которой оказалась Россия, тот режим санкций, которые против нас применяют, то стремление любой ценой разрушить финансовую устойчивость России, в том числе и в отношении валютного баланса и валютного курса, заставляет очень многих испытывать своего рода импрессионистское ощущение, что в области газа у нас все очень плохо.

Но так ли это? И Алексей Миллер докладывает президенту Владимиру Путину, что хотя добыча газа "Газпромом" в прошлом году несколько сократилась, по сравнению с позапрошлым, но экспорт газа из России в Европу заметно увеличился. Причем важна динамика продолжительного роста экспорта газа из России.

Так, Миллер доложил, что в прошлом году поставки в Европу выросли на 8 процентов по сравнению с позапрошлым годом. А если говорить о том, что уже произошло с начала этого года, то объем поставок газа на экспорт вырос на 37,5 процентов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, то есть фактически больше, чем на треть.

В 2015 году Германия установила рекорд покупки российского газа — 43,5 миллиарда кубометров, что на 6 миллиардов больше, чем в 2014 году. А с начала 2016 года поставки газа в Германию увеличились на 44 процента, в Италию — на 43 процента, во Францию — на 73 процента, в Австрию — больше, чем на половину.

Если в прошлом году абсолютный прирост экспорта в Европу составил 11,8 миллиардов кубометров за год, то только за первые два месяца, за январь и февраль, прирост экспорта газа в Европу составил 7,5 миллиардов кубометров газа.

Радость недругов России длилась недолго

Радость наших недругов, что у "Газпрома" все плохо в части экспорта газа, из-за проблем, которые у нас возникли в отношениях с Турцией и трудностей со строительством новых веток газопроводов на юге вокруг Украины, не совсем оправданны. Конечно, цены на газ снижаются, они привязаны к ценам на нефтепродукты в Европе, что означает, что в ценовом выражении ситуация хуже — "Газпром" экспортирует газ в Европу преимущественно по долгосрочным контрактам, а цена представляет собой скользящую среднюю за последние шесть месяцев, поэтому о ценах пока говорить не очень удобно, еще не до конца сказался ценовой шок, и это еще надо учитывать, как и сезонный фактор, — зимой потребление газа выше.

Но тем не менее ситуация в целом на самом деле не так страшна. "Газпром" обладает возможностью наращивать экспорт в физическом объеме, для компенсации ценовых потерь, "Газпром" успешно конкурирует со спотовыми поставщиками, которые возят сжиженный природный газ в Европу. И страны, Западной Европы — платежеспособной Европы — Германия, Франция, Италия, наращивают потребление российского газа, тогда как попытки разных "враждебных" государств (типа Литвы) построить терминалы СПГ оказывается экономически несостоятельным.

Больше того, Путин и Миллер обсуждают строительство газопровода по дну Черного моря через третьи страны, как они выражаются, "в направлении Греции", и это означает, что в России убеждены, что нынешнее турецкое руководство, крайне враждебное России, которое спровоцировало чуть ли не холодную войну, сбив наш самолет в Сирии, не будет потенциально препятствовать реализации трансчерноморских газопроводов, что означает либо то, что Эрдоган полностью капитулирует и признает ошибочность своей агрессивной, враждебной по отношении к России политики, либо то, что Эрдоган уйдет, и я полагаю, что президент России достаточно осведомлен, чтобы представлять, какие разговоры идут сейчас в Анкаре, и как местные элиты планируют избавиться от заведшего Турцию в тупик, от застопорившего экономическое развитие страны, уничтожившего туристическую отрасль, приведшего Турцию к реальному экономическому кризису, и залившего регион кровью своей авантюристической политикой президента Эрдогана.

Здесь возникает принципиальный момент — откуда взять средства? До сих пор ситуация с валютным балансом в стране очень тяжелая, мы находимся под санкциями, западным банкам, несмотря на избыток ликвидности на мировом рынке, запрещено предоставлять России долгосрочные кредиты. И мы опять-таки можем только догадываться, что именно Миллер и Путин обсуждали касательно финансирования, потому что эта часть беседы осталась закрытой.

Тем не менее можно вспомнить, что не одной Европой и Америкой скроен мир, что кроме этого существуют другие финансовые центры, можно назвать Сингапур, Гонконг, Дубай, и там можно тоже найти ресурсы, как можно их найти, например, и в китайских банках, хотя это довольно сложно, в силу специфики кредитно-денежной системы КНР.

Газификация России

Дальше президент открыто ставит перед Миллером проблему газификации России. "Газпром" докладывает очень красивые большие цифры о тысячях километров газопроводов, отводов и распределительных сетей — газифицировано двести деревень и городов. Это, конечно, все очень здорово, но мы до сих пор имеем очень серьезную проблему состыковки магистральных сетей, которые принадлежат "Газпрому", и распределительных сетей, которые доводят газ до газовых колонок в каждом доме, до газовых плит, до газовых отопительных котлов и так дальше.

То есть, по-прежнему существуют серьезные проблемы в сопряжении планов "Газпрома" по газификации России и планов региональных властей. Президент дает понять региональным властям, которые не совсем хорошо работают, что нужно очень быстро и очень концентрировано исправить эту ситуацию. Это очень важная задача — газификация России, это, помимо всего прочего, повышение качества жизни людей.

И подводя итоги: импрессионизм в экономике и в политике никогда до добра не доводит. Мы выстоим, и я в этом уверен, санкции уже скоро против нас снимут, а дальше все будет лучше.