Главная "фишка" России - экопродукты

Источник: фотоархив Pravda.Ru

Что российская экономика может предложить зарубежным потребителям? Как продвигать российские экологически чистые продукты питания, которые так ценятся в развитых странах мира? На чем можно поднять экономику Сибири? Эти вопросы обсуждают главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова и руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов.

Развитие Сибири

— Я участвовал в Красноярском форуме и в форуме Сибирская платформа, который обычно проходит за несколько дней до КЭФа. С огромным интересом послушал местных экономистов, бизнесменов о том, как Сибирь может встроиться в новые международные экономические процессы. Многие вещи я знал, но о многих услышал впервые.

С одной стороны, Сибирь, действительно, является и легкими планеты, и мировой кладовой полезных ископаемых. Там работают гиганты типа РУСАЛа. И при этом "сибирский плацдарм" почти не встроен в серьезные экспортные отношения. Это парадокс.

Если исключить известные сырьевые продукты, типа никеля и алюминия, все остальное, в том числе сельскохозяйственная продукция, практически не поставляется за рубеж.

— Красноярские продукты сельского хозяйства?

— Сибирские в целом. Там прекрасная экология, а сегодня особенно востребованы не абы какие сельхозпродукты, а экологически чистые. Тот же самый Китай готов почти безгранично завозить продукты так называемого "зеленого" сельского хозяйства, то есть экологически чистые.

При этом многие российские бизнесмены не мыслят шире своего региона, у них нет опыта, нет консалтингового обслуживания, нет фирм, которые выводили бы их на зарубежные рынки.

Сельхозпроизводитель может быть прекрасным хозяйственником, но при этом очень плохим бизнесменом. Кто-то должен выводить его продукцию на рынки, а логистической цепочки, к сожалению, нет.

Красноярский форум показал, что в условиях очень серьезного экономического падения российский бизнес очень неповоротлив. Казалось бы, сегодня импортозамещение не просто выгодно — это "золотое дно". Но у людей в стране в карманах нет денег, а на экспорт многие работать не умеют. Для меня это стало в известной степени открытием. То есть с одной стороны, мы имеем товары, которые можем продавать и готовы это делать, но с другой стороны, нет умения и опыта их правильно представить и доставить, например, на азиатские рынки, которые ограничиваются не одним Китаем.

Лоббирование российских товаров за рубежом

— Но есть же Торгово-промышленная палата, есть какие-то другие организации, программы по организации бизнеса.

— Не хотелось бы никого критиковать. Многие организации -представительские, помпезные, но не очень практичные. Понимаете, бизнесмену важна простейшая схема — как вывезти, как получить доход, как перевести деньги, как пройти через таможни.

В нынешней экономической ситуации надо создавать оперативные, гибкие консалтинговые и лоббистские агентства, которые берут российский товар и продвигают его за рубеж. А для этого такие крупные монстры, которые в России сейчас существуют, не приспособлены. Надо учиться, надо создавать инфраструктуру для выведения наших товаров за рубеж. Я думаю, что это возможно.

— Там столько камней преткновения…

— Посредник — это неплохо, если он профессиональный дилер рынка. Я уверен, что на любом азиатском рынке действует крупнейшее мощное агентство, не мелкие одиночки-посредники, через которых вы размещаете заказ и которые, поскольку они работают от объемов, а не от одной сделки, все сделают вам быстро и четко.

Как ни странно, на азиатских рынках сегодня работают в основном британские агентства. Я знаю очень много российских производителей, которые через британские агентства размещают свои заказы в том же Китае. Но никто нам не мешает создавать и свои агентства.

— Недавно произошел скандал по поводу экспорта бытовых отходов из Ливии в Россию. Причем выяснилось, что эту сделку осуществляло именно британское агентство и получило за нее 50 миллионов. Позже выяснилось, что ни с кем в России они не договаривались, и мы вообще не готовы принимать этот мусор.

— Сделка эта очень давно обсуждалась, но я так понимаю, что никто у нас под нее по-настоящему не подписывался, дальше обещаний дело не шло. Полагаю, что все упрется в какого-то посредника, который прикрывался тем, что с министерством якобы все решено.

И конечно, надо смотреть, кто стоит за британцами. Зачастую британское агентство — это наши же российские люди, просто в другой упаковке. Я неоднократно с этим сталкивался. Не знаю, относится ли это к данной конкретной истории, но такое бывает. Ну и третий момент — это элементарное жульничество.

Я знаю немало агентств, которые пытаются поставлять экологически опасные отходы во многие страны мира. Например, такие вещи регулярно вскрываются на территории Китая. Многие считают, что в Поднебесной перерабатывают массу отходов. Да, Китай перерабатывает некоторые отходы ядерного распада, импортируемые в небольших количествах. Но надо учитывать, что пристроить экологически вредные отходы не так просто в мире. И агентства снимают миллионы, если не миллиарды долларов ежегодно с этого бизнеса.

Так что наш случай — это, скорее всего, обычный скандал в условиях непрозрачности рынка. Перерабатывать отходы, на мой взгляд, неплохо, если есть соответствующие мощности. Но насколько мы способны это делать в таких объемах, может сказать только эксперт.

Подготовил к публикации Сергей Валентинов

Беседовала