Американские экономисты Пол Крейг Робертс и Майкл Хадсон призывают правительство РФ отказаться от намеченной приватизации, поскольку видят в ней угрозу экономическому и политическому суверенитету страны. Как отмечают эксперты, основная опасность в том, что активы будут проданы в условиях рецессии, возникшей в результате западных санкций и падения цен на нефть.
Два года назад российские власти обсуждали планы по приватизации ряда государственных предприятий во главе с нефтедобывающей компанией "Роснефть", банком ВТБ, "Аэрофлотом" и РЖД. Поставленная задача — модернизировать управление компаниями, а также побудить олигархов начать инвестировать в российскую экономику деньги, которые двадцать лет утекали из страны. Об иностранном участии думали в случаях, когда передача западных технологий или управленческих практик смогли бы помочь экономике.
Однако ситуация в российской экономике ухудшилась из-за того, что США вынудили западные правительства ввести против России экономические санкции, плюс упали цены на нефть. Это сделало российскую экономику менее привлекательной для иностранных инвесторов. Так что сегодня продать упомянутые компании можно лишь по гораздо более низким ценам, чем это было бы в 2014 году.
Между тем увеличение дефицита бюджета вкупе с дефицитом платежного баланса дали российским сторонникам приватизации аргументы для продвижения плана продаж. Изъян их логики состоит в неолиберальном предположении, что Россия не может просто монетизировать свой дефицит, чтобы выжить, ей нужно продать крупные активы.
Мы предупреждаем Россию не быть легковерной и не принимать этот опасный неолиберальный аргумент. Приватизация не поможет реиндустриализации российской экономики, она усугубит ее превращение в экономику рантье, доходы от которой извлекаются в пользу иностранных владельцев.
Для предотвращения новой приватизации по типу катастрофических распродаж ельцинской эпохи, 1 февраля президент Путин поставил ряд условий. В этот раз активы не будут проданы по бросовым ценам, цены должны отражать предполагаемую реальную ценность. Планируемые к продаже компании останутся под российской юрисдикцией, и ими не будут управлять владельцы офшоров.
Иностранцев приглашают принять участие, но компании останутся под российской юрисдикцией, включая запрет держать капиталы вне России. Также намеченные для приватизации компании не могут быть приобретены за счет кредита российского государственного банка. Цель — привлечь наличные, в идеале за счет иностранных валютных резервов, принадлежащих лондонским и прочим олигархам.
Путин мудро исключил из продажи "Сбербанк" — крупнейший российский банк, который держит большую часть розничных счетов сбережений населения. Банковские услуги очевидно останутся по большей части публичными, что правильно, поскольку способность банков создавать кредит в денежной форме является естественной монополией, публичной по своей сути.
Несмотря на эти защитные меры, обозначенные президентом Путиным, есть серьезные причины не продолжать заявленную приватизацию. Причина - активы будут проданы в условиях экономической рецессии, возникшей в результате западных экономических санкций и падения цен на нефть.
Российские чиновники оправдывают продажу этих компаний сегодня необходимостью финансировать бюджет страны. Эти оправдания показывают, что страна еще не освободилась от ужасного западно-атлантистского мифа, что Россия должна зависеть от иностранных банков и держателей облигаций, чтобы создавать деньги, как будто российский ЦБ не может сделать это сам, монетизировав дефицит бюджета.
Монетизация дефицита бюджета — это именно то, что делает американское правительство, и что делали западные центральные банки в послевоенную эпоху. Монетизация долга — обычная практика на Западе. Правительства могут помочь оживлению экономики, печатая деньги, вместо того чтобы втягивать страну в долги частных кредиторов, которые истощат фонды государственного сектора, выплачивая проценты процентов частным кредиторам.
Нет никаких веских причин занимать деньги у частных банков, чтобы обеспечить правительство деньгами, когда центральный банк может создать те же самые деньги, без необходимости выплачивать проценты по кредитам. Однако российские экономисты поддались влиянию западной веры в то, что только коммерческие банки должны создавать деньги и что правительства должны продавать процентные облигации, чтобы привлечь средства.
Ошибочное представление, что только частные банки могут создавать деньги путем займов, ведет российское правительство по тому же пути, что привело еврозону к экономическому тупику. Приватизируя создание кредитов (credit creation), Европа передала функцию экономического планирования от демократически избранных правительств банковскому сектору.
России нет нужды перенимать эту экономическую философию рантье. Философию, лишающую страну государственных доходов. Неолибералы предлагают это не для того, чтобы помочь России, а чтобы поставить Россию на колени.
По существу, эти русские выступают союзниками западно-атлантистских интернационалистов, которые хотят, чтобы Россия пожертвовала суверенитетом ради интеграции в западную империю, используют неолиберальные экономики, чтобы заманить Путина в ловушку и нарушить контроль России над собственной экономикой, восстановленный Путиным после ельцинских лет, когда Россия была разграблена в угоду иностранным интересам.
Несмотря на определенные успехи в ограничении власти олигархов, появившихся в результате ельцинской приватизации, российскому правительству нужно сохранить национальные предприятия как компенсационную экономическую силу. Причина, по которой правительства управляют железными дорогами и другой основной инфраструктурой, — снижение стоимости жизни и ведения бизнеса. Цель частных владельцев — напротив, состоит в установлении настолько высоких цен, насколько это возможно. Это называется "взимание ренты". Для того чтобы повысить стоимость приватизируемых инфраструктурных услуг, частные владельцы создают пункты взимания платежей. Это противоположно тому, что в классической экономике подразумевается под "свободным рынком".
Проблема в том, что чем больше экономической власти переходит от правительства под частный контроль, тем меньше у правительства компенсационной власти против частных интересов. С этой точки зрения сейчас нельзя разрешать приватизацию.
И тем более не нужно разрешать иностранцам приобретать в собственность российские национальные активы. Чтобы получить одноразовый валютный платеж, российское правительство передаст иностранцам будущие доходы, которые могут быть и будут извлечены из России и выведены за границу. Такая "репатриация" дивидендов возникнет, даже если управление и контроль географически останутся в России.
Продажа государственных активов за единовременный платеж — это то, что сделало правительство Чикаго, когда продало доход от парковочных счетчиков за 75 лет. Власти Чикаго получили деньги за один год, отдав 75 лет дохода. Пожертвовав общественными доходами, власти Чикаго спасли недвижимость и частный капитал от налогов, а также дали заработать инвестиционным банкам Уолл Стрит.
Дешевая продажа вызвала общественные протесты. Новые владельцы быстро подняли цены на парковку, и подали в суд на городские власти за ущерб из-за перекрытия улиц во время парадов и праздников. Вместо помощи, это помогло подтолкнуть город к банкротству. Не удивительно, что атлантисты хотели бы видеть, что Россию постигла та же участь.
Использование приватизации для решения краткосрочных проблем бюджета создает большую долгосрочную проблему. Прибыль российских компаний уплывет из страны, снизив обменный курс рубля. Если прибыль выплачивается в рублях, то рубли могут быть сброшены на валютном рынке и обменяны на доллары. Это приведет к снижению курса рубля и повышению курса доллара. В сущности, разрешение иностранцам приобретать российские национальные активы помогает иностранцам играть против рубля.
Конечно, новые российские владельцы приватизированных активов также могли бы выводить свою прибыль за границу. Но, по крайней мере, правительство России понимает, что владельцами, подвластными российской юрисдикции, легче управлять, чем теми, кто способен контролировать компании из-за рубежа и держать свой оборотный капитал в Лондоне или других иностранных банковских центрах (все зависит от американского дипломатического давления и санкций новой холодной войны).
В основе обсуждения приватизации должен быть вопрос, что такое деньги и почему они должны создаваться частными банками вместо центральных банков. Российское правительство должно финансировать свой дефицит бюджета через создание необходимых денег центральным банком, как делают США и Великобритания.
У российского правительства нет необходимости навсегда отдавать будущую прибыль, просто чтобы покрыть дефицит одного года. Это путь к обнищанию и потере экономической и политической независимости.
Глобализация была придумана как инструмент американской империи. Россия должна оградить себя от глобализации. Приватизация — это способ подорвать экономический суверенитет и увеличить прибыль за счет роста цен.
Российские неолиберальные экономисты, так же как финансируемые Западом НКО, работающие в России, являются пятой колонной, выступающей против российских национальных интересов, понимают они это или нет. Россия не будет защищена от западных манипуляций, пока ее экономика не будет ограждена от попыток Запада перекроить ее не в российских интересах, а в интересах Вашингтона.
Оригинал статьи читайте на английской версии Pravda. Ru
Пол Крейг Робертс, Майкл Хадсон
Перевела