Об основных проблемах, которые стоят сегодня перед отечественной рыбной отраслью, Pravda.Ru беседует с главным инженером Федерального государственного унитарного предприятия "Национальные рыбные ресурсы" Виктором Чеботаевым.
- Какие реальные проблемы стоят сегодня перед "Росрыболовсвом", что для вас сейчас самое главное? Деньги, кадры? Что должно сделать государство, чтобы бесконечный сериал с норвежской семгой, наконец, закончился, и в Москве ели вкусную рыбу с Дальнего Востока, наши шпроты из Балтики, камбалу из Черного моря? Что для этого нужно сделать?
- Самое ценное, конечно, в рыболовстве — это кадры. Наши вузы практически перестали их готовить. В советские времена было 5 — 6 специализированных вузов, которые их готовили. Сейчас, к сожалению, подготовка кадров ведется только на специализированных кафедрах при факультетах. Мы, конечно, работаем c вузами, готовы предоставлять площадки для прохождения практики, учебные, лабораторные площадки. Думаю, уже летом уже к нам поедут будущие специалисты.
- На Черное море?
- Зачем на Черное море? Черное море — это хорошо, нет, у нас есть и Дальний Восток, летом там тоже тепло.
Вторая проблема, которая стоит перед "Нацрыбресурсами", — деньги. Вопрос справедливой арендной платы недобросовестными арендаторами воспринимается в штыки. И к сожалению, в этом вопросе поддержки со стороны государства мы пока не видим. Мы живем в условиях свободного рынка, договорных отношений.
Плюс ко всему у нас существует порядок определения цены через оценщика. А он находится в рамках определенных методик. Нам бы хотелось, конечно, получать больше, но это выходит не всегда.
Есть и другая проблема: на момент приватизации причалы и причальное хозяйство представляли собой единый технологический комплекс. Но его безбожным образом порезали на части. Я сейчас открываю паспорт гидротехнического сооружения, а в нем написано, что "в состав технологического оборудования причала входят: подкрановые пути, кран портальный, электрические колонки, водяные колонки, система пожаротушения, очистные сооружения". С началом приватизации все это раздали в частные руки.
Теперь у меня на причале зарегистрирована прорва неких третьих лиц: подкрановые пути — отдельно; кран — отдельно. Мало того, доходит до абсурда: 150 м кабеля зарегистрирован как объект недвижимости, находящийся в паттерне (проще говоря, паттерн — это специальная емкость, в которой прокладывается оборудование, она закрывается-открывается). Меня иногда прямо подмывает выкинуть этот кабель и просить: "Ну, и где ваш объект недвижимости?".
И провести любые работы на причале я могу только согласовав их с такими "собственниками объектов недвижимости". Может мне в этой ситуации государство помочь? Наверное, в этом вопросе может. Регистрирующие органы — органы государственные, другое дело что за специалисты в них сидят. И инструкции, которыми они руководствуются.
Понятно ведь, что для электрокабеля, который тянется на десятки километров, — это действительно линейный объект недвижимости. Но паттерн на 150 метров, прикручивающийся легкими зажимами, потому что по технологии он должен легко меняться, как он-то превратился в объектом недвижимости?! Но суд твердит одно: "Да, это объект недвижимости, потому что регистратор не мог ошибиться!"
- Это последствия той самой знаменитой чубайсовской программы приватизации 1993-го года, которую так и не утвердил парламент? Сколько времени прошло, а ничего не меняется…
- Икаться будет нам долго, но сейчас надо говорить не о том, что было, а о том, что надо делать!
- Что надо сделать государству прежде всего: поменять законы, национализировать, попытаться убедить собственников?
- Все знают, что любое благое начинание можно довести до абсурда. А российские порты на самом деле надо возрождать. То, что я сейчас скажу, больше похоже на крамолу, но…
Наверное, надо ввести закон, который позволит изымать в пользу государства портовую инфрастурктуру. На самом деле, это был бы разумный шаг!
- Если рассуждать логически, рыбная отрасль — это, прежде всего, продовольственная безопасность, минсельхоз. А "тыловая зона порта" — это минтранс?
- Тыловая зона порта — это частные лица, зачастую зарегистрированные за рубежом. Половина Дальнего Востока зарегистрирована в Канаде, но при этом реально претендует на то, чтобы реально что-то получить! А вперед выпускают своих российских агентов, у которых реальной прибыли — мышкины слезы.
Мы сегодня сдаем причалы с обязательным условием — инвестировать в развитие отечественной рыбной отрасли. "Мы будем инвестировать!" — говорят они. — Деньги где? — А мы займем у государства, влезем в госпрограмму. — С вашими 10 тысячами уставного капитала -в государственную программу? — Влезем! — горячо убеждают они нас.
Это действительно проблема: чтобы причалы не оказались в руках у шарлатанов, которые, получив сиюминутную прибыль, приведут их в состояние полной разрухи. Это проблема, которую должно решать государство! Поставив перед собой в качестве цели обеспечение продовольственной безопасности, безумно отдавать причалы в непонятно чьи руки. Отдать-то легко, только что назад получим? А у нас есть дети, внуки…
- И последний вопрос: скажите честно, вы верите, что в Центре России появится в достатке наша рыба? Пока ее трудно купить. Эта ситуация изменится в обозримом будущем, через пару-тройку лет?
- То, что делается сейчас, вселяет надежду. Росрыболовство ведет большую работу по разработке законодательной базы, по созданию условий для рыбаков, чтобы их улов пошел на российский берег. И в этом есть и наша малая толика усилий: когда мы надавили на арендаторов в плане того, чтобы рыба пошла на российский берег, начали более активно работать со стивидорами, рыба пошла!
Не важно, в каких сейчас отношениях мы находимся с Владивостокским морским рыбным портом, но в прошлом году они через свои причалы перегрузили рыбы на 15 процентов больше, чем в 2014 году.
Наша ли в этом заслуга, или сыграла свою роль конъюнктура рынка? По большому счету, не так уж и важно, ублажили мы их или понудили. Важен результат. А кнут и пряник еще никто не отменял. В общем, я верю в то, что рыба будет.
Подготовил к публикации Сергей Валентинов
Беседовал