По данным опросов, каждый третий житель России в целях экономии пытается заменять дорогие импортные лекарства более доступными отечественными. Но они есть далеко не во всех аптеках. О том, что будет с доступностью лекарств в 2016 году, Pravda.Ru рассказал президент Российской ассоциации производителей фармацевтической продукции и изделий медназначения Сергей Колесников.
— Сергей Иванович, 2016-й год начался с оптимистических тенденций в лекарственной сфере. В частности, существенно расширен список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, что позволит контролировать цены на значительно большее количество отечественных и зарубежных препаратов. Президент Владимир Путин подписал Закон об увеличении госрасходов на обеспечение граждан лекарствами — норматив был 707 рублей, а сейчас 758 рублей — это 7 процентов.
— Лекарства — это хлеб больного человека, и если хлеба нет, могут быть всякие неприятности. Что такое рынок лекарств? Он составляет сегодня где-то триллион рублей в целом по стране, эта сумма составляет примерно треть бюджета здравоохранения.
Как делится этот рынок? Что покупаем мы из своих карманов, а что закупает государство или муниципалитет? По стоимости от 30 до 40 процентов закупает бюджет, все остальное — мы с вами из своего кармана.
Если сравнить с рынками цивилизованных стран, то там из своего кармана граждане тратят на свое лечение 22-35 процентов. Единственная страна, граждане которой тратят из своего кармана больше, чем из государственного, - это Соединенные Штаты Америки, потому что там другая система организации здравоохранения нежели у нас.
Сейчас в соответствии с законом в госпитальном сегменте, то есть в больнице, мы должны лечиться полностью бесплатно, и лекарства должны предоставляться бесплатно. В поликлинике есть так называемые льготники, которым положены лекарства бесплатно — кому-то 100 процентов бесплатность, кому-то 50 процентов. Это определенный список либо болезней, либо категорий наших граждан.
Есть категория лекарств, которые полностью закупаются государством для так называемых "7 болезней" на сумму около 50 млрд рублей. Это редкие болезни, опухоли кроветворной системы, рассеянный склероз, гипофизарная карликовость, гипофизарный нанизм и пр. И плюс ситуации после трансплантации органов и тканей — там тоже лекарства бесплатно выдаются нашим гражданам.
К сожалению, не бесплатна большая часть лекарств от злокачественных образований, что разоряет людей или же не позволяет им лечиться полноценно.
— Аптек сейчас очень много, практически на каждой улице по две, а то и по три аптеки. Они все окупаются? И насколько велик в них разброс цен?
— Есть два разных сегмента. Один — это жизненно необходимые и важные лекарства и препараты (ЖНВЛП), туда входит 686 лекарственных препаратов. На этот список цены контролируются государством в соответствии с законом, который был принят в 2010 году.
Цены на эти лекарства утверждаются Федеральной антимонопольной службой (ФАС) при участии минздрава Российской Федерации.
Цены устанавливаются исходя из цен за прошлый год плюс инфляция, либо по средневзвешенной цене, которую зарубежное лекарство имеет в ряде стран. Вот на них устанавливается: а) цена производителя, то есть произвело предприятие это лекарство, оно может быть только такой цены и все, вот хочешь цену больше — мы тебе не позволим; б) вторая надбавка идет за транспорт, за логистику, за доставку, которая тоже ограничивается определенным процентом; в) третья надбавка — это, так называемая, розничная надбавка.
В чем тут проблема? Если у зарубежного производителя фактически не запрашивается ничего, кроме цены, которая у этого лекарства за рубежом, то с наших производителей требуют все! Себестоимость, зарплата, сколько входит субстанций. Получается, что российское лекарство стоит в 5-7-10 раз дешевле зарубежного, поскольку его контролируют очень жестко. И доходит до абсурда — российское лекарство не выгодно продавать!
Плюс сейчас, в связи с тем, что произошел резкий скачок доллара и евро, выросла цена сырья, которое используется для производства российских лекарств. Мы добиваемся того, чтобы сняли регулирование цен с сегмента препаратов, которые стоят дешевле, по крайней мере, 100 рублей, потому что иначе их производство будет просто прекращено из-за убыточности. Их заменят такие же препараты, такой же формулы, но зарубежные и в пять раз дороже отечественных.
— Если это ограничение снимут, то наши лекарства сравняются по цене с зарубежными?
— Нет, конечно. Препараты до 100 рублей должны быть в заявительном порядке. Тогда те, кто производят за 120-130 рублей, скажут: а мне зачем каждый год цену устанавливать, я лучше уйду в ценовой диапазон ниже 100 рублей и мне это выгодно, потому что я не трачусь на посторонние издержки. И не будет угрозы, что препарат до 100 рублей исчезнет, а там будет препарат за 500.
— Сейчас вымывание из аптек дешевых лекарств стало большой проблемой.
— Конечно! Иначе бы президент не сказал об этом. Ведь почему оригинальный препарат очень дорого стоит? Только 4-я или 5-я часть денег затрачивается на то, чтобы его разработать и провести тестирование, все остальное — на рекламу, на продвижение, на оболочку. Сердцевина всего 4-ю часть стоит, все остальное — оболочка — стоит миллиарды.
Задача заместить зарубежные препараты собственными или дорогие препараты - дешевыми стоит во всех странах. В России вопрос импортозамещения тоже актуален, и была принята программа "Фарма 2020", которая направлена на то, чтобы стимулировать производство отечественных лекарств и медицинской продукции. На нее было выделено около 110 млрд рублей. Она направлена на то, чтобы стимулировать производство наших дженериков, копий тех препаратов, которые существуют.
— Копии намного проще сделать?
— Есть препарат, который разработали, понятно его действующее начало, хотя в каждой таблетке или в ампуле есть действующее начало и есть балласт. Действующее начало — это формула. Значит, вопрос в том, чтобы воспроизвести эту формулу, когда на нее существует патентная защита.
— Если затраты существенно меньше, чем в случае, если бы он был закуплен на Западе, то это плюс для потребителя?
— И государственный, и потребитель-индивидуал выигрывают. Главный вопрос: копия аналогична оригиналу или нет? Возьмем пресловутый аспирин. Всем известно, что когда-то фирма "Байер" первым разработала его, и первая внедрила его на рынке. Так вот стоимость американского баейровского аспирина почти в 10 с лишним раз выше, чем такого же аспирина, такого же качества, такой же очистки, но отечественного.
Есть желудочно-кишечный препарат, непатентованное название "омепразол", он используется у желудочно-кишечных больных для того, чтобы заблокировать выделение соляной кислоты, так называемая протонная помпа. Так вот стоимость таких отечественных препаратов в районе 40 рублей, а зарубежных — 1000 рублей. Есть разница?
— Насколько можно доверять рекламе медицинских препаратов?
— Я все-таки имею врачебное образование, поэтому я могу вам сказать, что есть несколько эффектов. Первый эффект — это эффект пустышки, на медицинском языке "эффект плацебо". Есть такое выражение: "Если больному после разговора с врачом не стало легче, это плохой врач". Эффект плацебо доказан, он существует. На нем некоторые препараты может быть и основаны.
Вторая вещь, которая, к сожалению, не принимается во внимание — есть лекарства, которые инвитро. То есть в пробирке работают, но в организме нет.
Просто на сегодня нет методов, которые четко докажут, — действует или не действует это лекарство. А профилактически все препараты: витаминные, доказать их эффективность практически невозможно, потому что это нужно доказывать на тысячах людей, снимая все побочные факторы.
— Чего хорошего или не очень хорошего надо ждать российскому потребителю лекарств в 2016 году?
— Исходя из того, что у нас страна с ручным управлением: рука президента стукнула по столу и сказала: "Подать сюда Тяпкина-Ляпкина! Почему исчезают дешевые лекарства?". Тут у меня лично возникает надежда, что действительно сейчас будут отработаны меры, в антикризисном плане дадут деньги производителям дешевых лекарств.
Меня это и радует, и тревожит, потому что страшные бюрократические процедуры могут привести ровно к другому. Но есть надежда, что все-таки снимут это ценовое регулирование, и тогда дешевый сегмент лекарств сохранится. Какие-то препараты могут исчезнуть, какие-то препараты могут появиться на рынке. Ну и плюс есть еще Программа стимулирования производства отечественных лекарств и Программа стимулирования производства отечественных субстанций.
— И тогда мы не будем так зависеть от этих ценовых скачков.
— Указание президента (и в Программе это записано), что 90 процентов жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов мы должны самостоятельно производить либо к 2018-му, либо к 2020-му году.
Подготовил к публикации Владимир Беляев
Беседовала