Во всем мире спрос на молоко и молочные продукты растет, а в России в последнее время падает. Молокоперерабатывающие заводы загружены только наполовину. Исполнительный директор "Союзмолока" Артем Белов рассказал Pravda.Ru об особенностях отечественного молочного рынка, проблемах качества и безопасности молочной продукции.
— 2015 год был для молочной отрасли, как и для всей экономики, очень непростым. Как ваша отрасль развивалась на протяжении последних лет? И каковы сегодняшние тенденции?
— Первая тенденция — это стагнация производства сырья, то есть производство сырого молока на фермах. Роста не было уже последние несколько лет, мы наблюдали даже сокращение.
2015-й год не стал исключением — минус 300-400 тысяч тонн, это примерно около 1 процента от объемов производства.
Вторая тенденция — устойчивый рост спроса до последнего времени. 2015 год стал исключением — хотя опять же в зависимости от позиций. У нас наблюдался устойчивый рост спроса на готовую молочную продукцию. Соответственно, доминируют эти две разнонаправленные тенденции.
2015-й год, к сожалению, подкосил потребительский спрос. Этому были объективные причины, которые связаны с ухудшением общеэкономической ситуации, со снижением реальных доходов населения на фоне роста себестоимости производства молочной продукции.
Однако если смотреть вперед, на 2016-й год, я ожидаю, что все-таки будет некоторая стабилизация ситуации, мы достигнем некого консенсуса в плане спроса-предложения и начнем медленно прирастать, по крайней мере, с точки зрения потребления. Хотя, наверное, в 2016-м году не будет темпа роста, который был в 2013-14 годах.
— А какие были?
— В зависимости от продуктовой категории спрос рос от 3 до 7 процентов, то есть были очень хорошие показатели.
— Какие категории росли успешнее всего?
— Быстро росли современные категории — такие как йогуртовые, поскольку рост доходов населения сопровождался некоторым изменением потребительских предпочтений. Люди выбирали более дорогие, но более вкусные и полезные продукты. Росло и производство в целом.
Традиционные продукты, такие как молоко, кефир, тоже росли. Соответственно, я думаю, что в 2016-м году мы все-таки вернемся, переломим эту негативную тенденцию. Может быть, со второй половины 2016-го года у нас будет наблюдаться некий прирост.
— А что дает такие основания для оптимизма?
— Сейчас общеэкономическая ситуация характеризуется тем, что мы достигли некоторого пусть шаткого, но консенсусного состояния. Если в таком состоянии нам удастся удержать в целом экономическую ситуацию в течение какого-то времени, то понятно, что мы от этого будем отталкиваться вверх.
— Это то, что принято называть дном. Достигли дна и будем от него отталкиваться…
— Можно и так сказать. Все-таки я действительно рассчитываю, что в 2016-м году мы начнем восстанавливаться. Тем более что есть очень хороший потенциал роста с точки зрения потребления — на душу населения у нас хороший резерв. Мы потребляем порядка 240-250 кг молочных продуктов на душу населения в год.
Рост вполне возможен до 300-330 кг, то есть примерно на 15-20 процентов. Чрезвычайно важно, чтобы рост потребления сопровождался ростом производства собственного сырья — сырого молока, из которого делается хорошая, качественная молочная продукция. Для этого необходимы определенные меры, в том числе со стороны государства.
— Сырое молоко мы не импортируем? Его по определению, наверное, импортировать нельзя?
— Да, это общемировая практика. Биржевыми товарами, которые экспортируются-импортируются, является сухое цельное молоко, сухое обезжиренное молоко, сыры, масло.
— А сухое? Потому что иногда считается, что сухое — это чуть ли не суррогат.
— Сухое молоко — это то же самое молоко, из которого удалена влага, вода. То есть это абсолютно нормальное молоко.
— Что сейчас из себя представляет российский молочный рынок? Кто на нем преобладает?
— Если говорить о производстве сырья, то рынок очень фрагментирован. В России около 20 тысяч производителей сырого молока — крупных, средних и небольших сельхозорганизаций, плюс есть большое количество крестьянско-фермерских, личных подсобных хозяйств и так далее.
— Раньше были проблемы с логистикой, особенно у малых производителей, ведь молоко — продукт скоропортящийся. Как сейчас дела?
— Сейчас таких проблем нет. Логистика действительно хорошо простроена, в этом большую роль сыграли перерабатывающие предприятия. До недавнего времени на рынке устойчиво ощущался дефицит сырого молока, поэтому переработчики были крайне заинтересованы в стимулировании объемов производства у фермеров.
Более того, многие производители, в том числе транснациональные компании, достаточно активно поддерживают фермеров предоставлением различных возможностей для кредитования, программ обучения и так далее. Очень важно такое плотное взаимодействие между переработчиками и производителями.
— Санкции и наши ответные меры сыграли на руку молочникам, помогли. Но падение спроса мешает. Как сейчас с импортозамещением?
— Регулярно такой вопрос всплывает последние полтора год. Конечно, в короткой перспективе на молочников санкции оказали благоприятное влияние. Действительно расчистилась определенная емкость рынка, прежде всего по таким позициям как сыр и масло. Но чтобы заполнить эти ниши, необходимо иметь устойчивую сырьевую базу, наращивать ее, а нарастить в короткой перспективе практически невозможно — надо от 3 до 5 лет.
Если мы хотим, чтобы российское производство, российские качественные молочные продукты доминировали на рынке через 3-5 лет, нам необходимо сейчас предпринимать меры по защите внутреннего рынка, внешнего контура Таможенного союза от недобросовестной конкуренции.
Также нужно стимулировать развитие собственного внутреннего производства: как производства сырого молока, так и модернизации наших перерабатывающих мощностей. Если этот комплекс мер будет принят государством то это хорошо скажется на развитии. Во всем мире государство играет серьезную роль на рынке сельхозпроизводства и молочной производства в частности.
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала