В результате кризиса, непростой международной обстановки, реального падения доходов населения российская туристическая отрасль переживает не самые лучшие времена. Однако туркомпании находят способы выхода из ситуации. В какой-то мере стало легче и туристам: туркомпании и принимающие страны стали активнее бороться за отдыхающих. Об этом Pravda. Ru рассказала исполнительный директор Ассоциации туристических операторов России Майя Ломидзе.
— Майя, что сейчас происходит на нашем туристическом рынке?
— Этот вопрос актуален уже года два, потому что постоянно что-то происходит. И как правило, не очень радужное и не очень радостное. Еще весной 2014 года туристический бизнес почувствовал на себе первые симптомы кризиса. Началось снижение спроса и банкротство туристических компаний.
Доходность, конечно, падает, потому что падает спрос. Спрос падает, потому что у людей реальные доходы снижаются. Соответственно, люди придерживают деньги на отдых, не стремятся активно тратить на туристические поездки, но рынок к этому уже был подготовлен. Поэтому не было переоценки собственных возможностей, произошло сокращение программ, стала очевидной тенденция, что будет расти внутренний туризм.
Это довольно большой и потенциально перспективный потребительский кусок. Турпотоки перенаправляются на внутренний рынок. Туркомпаниями были предприняты необходимые меры, чтобы закрепиться на внутреннем рынке. Поэтому сейчас в целом ситуация — не ужасная. Она понятна бизнесу. Бизнес маневрирует, хотя назвать это благоденствием и благополучием язык не поворачивается. Потому что потерь было много.
— То есть снижение потребительского спроса — основной негативный фактор, который затмил внешние проблемы?
— Конечно, это фактор номер один. Если бы доходы у людей были высокими, то любым проблемным направлениям всегда найдутся альтернативы. Падение рубля, снижение платежеспособности — основная причина изменений на рынке. Снижение спроса на выездных направлениях — минус почти 40 процентов.
— В зимний сезон болезненнее ситуация с выпадением Египта, а летом — Турции. Но активизировался Израиль, он предлагает более выгодные ценовые стратегии. Есть ли новые привлекательные предложения от других стран?
— Да, все так. Конечно, Израиль отреагировал мгновенно, быстрее, чем любая другая страна. Есть предложения и от Арабских Эмиратов. Туристическая индустрия — достаточно сложная, здесь напрямую не работает система товар-деньги-товар. Потому что услуга состоит из большого количества компонентов, друг с другом напрямую не связанных, обеспечиваемых разными юридическими лицами в разных странах.
Израиль в течение суток разработал программу поддержки наших операторов, чтобы они дополнительные чартеры поставили на курорты Красного моря. Поговорили с местными отельерами, чтобы они стали делать программу "все включено" только для нашего рынка и пересмотрели цены, потому что все понимают экономическую ситуацию.
За Уралом неплохо продается Вьетнам, Таиланд, Индия — Гоа. В меньшей степени — Китай. То есть возможности отдыха, конечно, есть самые разные. Подытожив, я могу сказать, что практически любое направление начинает работать как альтернатива Египту, если если есть горящее предложение, а их сейчас много. Потому что для того, чтобы переманить на себя нереализованный туристический поток, ни в коем случае нельзя цены повышать, а наоборот, надо снижать. Тогда эти люди не останутся дома и поедут.
— В Египте была возможность зимнего отдыха. А в Арабских Эмиратах?
— Там есть зимний отдых. Летом — очень жарко, а зимой Арабские Эмираты прекрасны. Опять же из-за экономической ситуации спрос не такой высокий, как мог бы быть, хотя оживление на альтернативных направлениях есть, но оно не дает сильного изменения общей статистики.
И есть вторая тенденция, которую уже можно назвать полной альтернативой Египту. Это огромное количество горячих предложений, в том числе на направлениях с высокими базовыми ценами. Если повезет, то можно достаточно дешево отдохнуть даже в Центральной и Латинской Америке. Эти горящие предложения по стоимости сопоставимы с Египтом, а зачастую даже дешевле.
— Чем обусловлены такие большие скидки?
— Только датой вылета и сроком реализации поездки. У туроператора есть взаимодействие с партнерами. Бывает, что не заполняется место и гостиница, принимающая компания за границей или авиаперевозчик готовы пересмотреть цену на конкретный данный тур. Горящее предложение возникает в результате слабых продаж.
— Государство как-то помогает в связи с такими трудностями турбизнесу?
— Впервые за 20 лет было сказано о поддержке туристического бизнеса. Но проработать механизм довольно сложно, потому что наше законодательство не предполагает каких-то прямых выплат, прямой поддержки коммерческим структурам нестратегической отрасли. В авиации это возможно, а в туристическом бизнесе — не очень.
В данном случае мы говорим об услуге, причем об услуге, оказанной за рубежом. Поэтому, конечно, механизм проработать сложно будет. Но пока никто не отказался от обещаний и в бюджет включили эту статью.
Понятно, что есть привязка к внутреннему туризму. Это закономерно, надо поддерживать собственные направления. Но большинство компаний, которые пострадали в ситуации с Египтом и Турцией, занимаются и внутренним туризмом. Мы направляли свои предложения и Дворковичу и в министерство культуры.
Самое очевидное — нужна поддержка транспортной составляющей. Большинство стран именно так привлекает к себе туристов. Поддержка может быть в виде каких-то субсидий, субвенций, блоков на регулярных рейсах при формировании туров внутри России. И второе — льготы либо госгарантии по кредитам. Потому что в финансовой системе сейчас просто невозможно получить адекватный кредит.
К сожалению, в большинстве наших регионах нет достаточной и хорошей инфраструктуры. Хотя потенциал есть у каждого региона. Нельзя однозначно утверждать, что мы наконец-то оторвались от советского сервиса и вышли на какой-то новый уровень. В большинстве случаев, нет. Конечно, Москва, Санкт-Петербург, Казань — все блестяще; Алтайский край, Карелия — замечательно и с сервисом все хорошо. Краснодарский край, Сочи после Олимпиады — хорошая подвижечка. Но на большинстве курортах вопросы по сервису остаются.
Внутренний туризм у нас довольно большой — порядка 35 миллионов человек, но 80 процента этого потока — самостоятельные туристы. Только 20 процентов — туристы организованные, то есть пользующиеся услугами туристических компаний.
В этом году были, например, автобусные туры на неделю за 8 тысяч рублей в Сочи. Были туры с размещением в апарт-отели в бархатный сезон в Имеретинской долине стоимостью 59 рублей в сутки. То есть сколько бы не стоил билет, вот такая стоимость размещения перекрывает другие расходы.
— Такие предложения, наверное, очень быстро расходятся?
— Мгновенно. Но и средняя цена организованного отдыха благодаря массовому выходу операторов с собственной перевозкой, договоренностями снизилась внутри страны. Для турператоров очевидно, что точки роста на территории России есть.
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала