Будущее внутреннего туризма за чартерными поездами

Источник фото: Fotodom. ru/Rex Features

В результате кризиса, непростой международной обстановки, реального падения доходов населения российская туристическая отрасль переживает не самые лучшие времена. Однако туркомпании находят способы выхода из ситуации. В какой-то мере стало легче и туристам: туркомпании и принимающие страны стали активнее бороться за отдыхающих. Об этом Pravda. Ru рассказала исполнительный директор Ассоциации туристических операторов России Майя Ломидзе.

Снижение спроса на туристические путевки

— Майя, что сейчас происходит на нашем туристическом рынке?

— Этот вопрос актуален уже года два, потому что постоянно что-то происходит. И как правило, не очень радужное и не очень радостное. Еще весной 2014 года туристический бизнес почувствовал на себе первые симптомы кризиса. Началось снижение спроса и банкротство туристических компаний.

Но если в 2014 году рынок и вся индустрия были не готовы к этим изменениям, не увидели долгосрочных печальных перспектив, то уже в 2015 году рынок был готов к любым маневрам и вызовам внешнего мира. Поэтому сейчас, как ни странно, бизнес лучше себя чувствует.

Доходность, конечно, падает, потому что падает спрос. Спрос падает, потому что у людей реальные доходы снижаются. Соответственно, люди придерживают деньги на отдых, не стремятся активно тратить на туристические поездки, но рынок к этому уже был подготовлен. Поэтому не было переоценки собственных возможностей, произошло сокращение программ, стала очевидной тенденция, что будет расти внутренний туризм.

Это довольно большой и потенциально перспективный потребительский кусок. Турпотоки перенаправляются на внутренний рынок. Туркомпаниями были предприняты необходимые меры, чтобы закрепиться на внутреннем рынке. Поэтому сейчас в целом ситуация — не ужасная. Она понятна бизнесу. Бизнес маневрирует, хотя назвать это благоденствием и благополучием язык не поворачивается. Потому что потерь было много.

— То есть снижение потребительского спроса — основной негативный фактор, который затмил внешние проблемы?

— Конечно, это фактор номер один. Если бы доходы у людей были высокими, то любым проблемным направлениям всегда найдутся альтернативы. Падение рубля, снижение платежеспособности — основная причина изменений на рынке. Снижение спроса на выездных направлениях — минус почти 40 процентов.

Замена Египту и Турции

— В зимний сезон болезненнее ситуация с выпадением Египта, а летом — Турции. Но активизировался Израиль, он предлагает более выгодные ценовые стратегии. Есть ли новые привлекательные предложения от других стран?

— Да, все так. Конечно, Израиль отреагировал мгновенно, быстрее, чем любая другая страна. Есть предложения и от Арабских Эмиратов. Туристическая индустрия — достаточно сложная, здесь напрямую не работает система товар-деньги-товар. Потому что услуга состоит из большого количества компонентов, друг с другом напрямую не связанных, обеспечиваемых разными юридическими лицами в разных странах.

Израиль в течение суток разработал программу поддержки наших операторов, чтобы они дополнительные чартеры поставили на курорты Красного моря. Поговорили с местными отельерами, чтобы они стали делать программу "все включено" только для нашего рынка и пересмотрели цены, потому что все понимают экономическую ситуацию.

Израиль готов взять на себя часть египетского потока. Но он всегда был дорогим, и цены все равно сейчас выше, чем в Египте. Тем не менее, свой эффект это дало.

Отельеры Арабских Эмиратов тоже проработали свои предложения, там не очень большие скидки, но для россиян все равно получается дешевле, чем на других рынках. Арабские Эмираты — направление номер один в качестве альтернативы Египту для наших потребителей. Еще есть Иордания, но там меньше гостиничная база.

За Уралом неплохо продается Вьетнам, Таиланд, Индия — Гоа. В меньшей степени — Китай. То есть возможности отдыха, конечно, есть самые разные. Подытожив, я могу сказать, что практически любое направление начинает работать как альтернатива Египту, если если есть горящее предложение, а их сейчас много. Потому что для того, чтобы переманить на себя нереализованный туристический поток, ни в коем случае нельзя цены повышать, а наоборот, надо снижать. Тогда эти люди не останутся дома и поедут.

— В Египте была возможность зимнего отдыха. А в Арабских Эмиратах?

— Там есть зимний отдых. Летом — очень жарко, а зимой Арабские Эмираты прекрасны. Опять же из-за экономической ситуации спрос не такой высокий, как мог бы быть, хотя оживление на альтернативных направлениях есть, но оно не дает сильного изменения общей статистики.

И есть вторая тенденция, которую уже можно назвать полной альтернативой Египту. Это огромное количество горячих предложений, в том числе на направлениях с высокими базовыми ценами. Если повезет, то можно достаточно дешево отдохнуть даже в Центральной и Латинской Америке. Эти горящие предложения по стоимости сопоставимы с Египтом, а зачастую даже дешевле.

— Чем обусловлены такие большие скидки?

— Только датой вылета и сроком реализации поездки. У туроператора есть взаимодействие с партнерами. Бывает, что не заполняется место и гостиница, принимающая компания за границей или авиаперевозчик готовы пересмотреть цену на конкретный данный тур. Горящее предложение возникает в результате слабых продаж.

Развитие внутреннего туризма

— Государство как-то помогает в связи с такими трудностями турбизнесу?

— Впервые за 20 лет было сказано о поддержке туристического бизнеса. Но проработать механизм довольно сложно, потому что наше законодательство не предполагает каких-то прямых выплат, прямой поддержки коммерческим структурам нестратегической отрасли. В авиации это возможно, а в туристическом бизнесе — не очень.

В данном случае мы говорим об услуге, причем об услуге, оказанной за рубежом. Поэтому, конечно, механизм проработать сложно будет. Но пока никто не отказался от обещаний и в бюджет включили эту статью.

Понятно, что есть привязка к внутреннему туризму. Это закономерно, надо поддерживать собственные направления. Но большинство компаний, которые пострадали в ситуации с Египтом и Турцией, занимаются и внутренним туризмом. Мы направляли свои предложения и Дворковичу и в министерство культуры.

Самое очевидное — нужна поддержка транспортной составляющей. Большинство стран именно так привлекает к себе туристов. Поддержка может быть в виде каких-то субсидий, субвенций, блоков на регулярных рейсах при формировании туров внутри России. И второе — льготы либо госгарантии по кредитам. Потому что в финансовой системе сейчас просто невозможно получить адекватный кредит.

К сожалению, в большинстве наших регионах нет достаточной и хорошей инфраструктуры. Хотя потенциал есть у каждого региона. Нельзя однозначно утверждать, что мы наконец-то оторвались от советского сервиса и вышли на какой-то новый уровень. В большинстве случаев, нет. Конечно, Москва, Санкт-Петербург, Казань — все блестяще; Алтайский край, Карелия — замечательно и с сервисом все хорошо. Краснодарский край, Сочи после Олимпиады — хорошая подвижечка. Но на большинстве курортах вопросы по сервису остаются.

Внутренний туризм у нас довольно большой — порядка 35 миллионов человек, но 80 процента этого потока — самостоятельные туристы. Только 20 процентов — туристы организованные, то есть пользующиеся услугами туристических компаний.

Сейчас компании поняли, что нужно активней переключаться на внутренние направления, диверсифицироваться, делать массовый недорогой продукт, ставить чартерные поезда (наши очень любят путешествовать на поезде), ставить автобусные сообщения. Поставили чартеры в Крым впервые за 25 лет, никогда такого не было. Вот такая организованная купленная оптом перевозка позволяет снизить цену для потребителя.

В этом году были, например, автобусные туры на неделю за 8 тысяч рублей в Сочи. Были туры с размещением в апарт-отели в бархатный сезон в Имеретинской долине стоимостью 59 рублей в сутки. То есть сколько бы не стоил билет, вот такая стоимость размещения перекрывает другие расходы.

— Такие предложения, наверное, очень быстро расходятся?

— Мгновенно. Но и средняя цена организованного отдыха благодаря массовому выходу операторов с собственной перевозкой, договоренностями снизилась внутри страны. Для турператоров очевидно, что точки роста на территории России есть.

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала