Как российских малый и средний бизнес выживают в условиях экономического кризиса? Когда ждать окончания кризиса? И почему нынешний кризис совсем не похож на кризис 2008 года? На эти и другие вопросы в эфире Pravda.Ru отвечает председатель комитета по потребительскому рынку московского отделения организации "Опора России" Сергей Рак.
— Давайте начнем с цифр, а потом перейдем к тенденциям. Прошло девять месяцев кризисного 2015 года. Что сейчас происходит в Москве со сферой услуг и торговли, где малый бизнес представлен наиболее масштабно?
— В Москве где-то 30 тысяч предприятий, которые в малом и среднем бизнесе, около 700 тысяч занятых. Все-таки большая часть — это розничная торговля, плюс общественное питание. Очень большое количество в оптовой торговле, это особенность Москвы.
Еще особенность Москвы — очень большое количество зарегистрированных в сдаче в аренду, то есть в сфере недвижимости. Что касается 2015 года, статистика говорит, что, к сожалению, падает не просто зарплата в рублях (она даже, может быть, выросла на 5 процентов, но инфляция все съедает), а падают реальные доходы с поправкой на инфляцию.
Причем они упали в первом полугодии, особенно в третьем квартале, очень существенно — больше, чем за пять последних лет, этот год даже превзошел кризис 2008 года.
Но самое печальное то, что макроэкономисты говорят, что раньше было понятно, как выходить — вот нефть выросла, и все в порядке у страны, а сейчас модель поменялась. Сейчас никто не ждет быстрого достижения тех самых 120-110 или 100 долларов за баррель, бюджеты верстаются из 50 долларов, поэтому этот кризис растянутый, и, говорят, привыкайте жить в таких реалиях, не ждите, что завтра все случится.
Президент вообще поставил серьезную задачу в два раза увеличить и число занятых в малом бизнесе, и долю ВВП с 20 до 40 процентов поднять. И правительство, минэкономразвития в первую очередь, готовило программу и подготовило ее. Но понятно, что это дело не одного, не двух и не трех лет.
— Вам не кажется, что некий парадокс в отношении малого бизнеса в нашей стране существует. В частности, в Москве. С одной стороны, план с 20 процентов до 40, с другой стороны, все-таки тенденция роста сбора налоговых поступлений. И мы видим несколько противоречивые инициативы. К примеру, инициатива о повышении единого налога на вмененный доход, которая через несколько недель сменилась на компромиссное решение. Есть все-таки внятная политика в отношении бизнеса?
— Формально на федеральном уровне есть некая база. На 16 процентов увеличить базовую ставку дохода, с которого платится налог в соответствии с инфляцией — это обязанность министерства экономического развития. Оно посчитало, оно назвало эту цифру. Но даже если федеральное правительство приняло этот коэффициент-дефлятор, то на уровне субъектов федерации имеют право уменьшить свои отчисления и, тем самым, дать передышку малому бизнесу.
Но я думаю, что федеральные власти прекрасно поняли, в том числе и "Опора России" им сказала, что, если вы введете коэффициент дефлятора, то там внизу никто не снизит, так и повысят. Поэтому федеральные власти решили выполнить наказ президента и на три года заморозить все налоги. Но даже наказы президента не всегда действуют. Пример тому - Москва. В конце прошлого года московская "Опора" готовила предложения по антикризисному плану, в том числе там было: ввести мораторий на торговый сбор, который должен был с 1 января вступить в силу, оставить все 16 сельхозрынков, которые должны были закрывать, оставить и стационарную розницу, потому что это и удобное место для жителей, и каналы сбыта для мелких производителей. Было еще ряд предложений.
В итоге только одно, насколько я помню, было принято. Оставили сельхозрынки, это продлили на год. Вот сейчас новый раунд. Закроют их или не закроют с 1 числа, не очень ясно.
А по торговому сбору вообще интересная история. Московская "Опора России" собрала 80 тысяч подписей за мораторий за отмену. Но московские власти говорят по федеральным каналам: это же предприниматели попросили ввести торговые сборы и со всеми согласовали, потому что кто-то платил, а кто-то не платил, потому что уходили, не показывали налоги. А так, одинаково, в зависимости от метров, мы всех облагаем, и уже никакой маленький объект не уйдет. А если ты честно платил, то мы тебе потом дадим возможность уменьшить сумму уплаченного торгового сбора, мы уменьшим налог на прибыль. И ты, если платил налог на прибыль, ничего не потеряешь. Все красиво, все логично.
— Почему же тогда московская "Опора" возмущалась?
— А потому что есть два маленьких нюанса. Первый, если бы ставка налогового сбора была одинакова (2 тысячи рублей, по-моему, с квадратного метра в год, а этих квадратных метров в Москве почти 10 миллионов), то сумма торгового сбора была бы 20 миллиардов рублей в год. Но сейчас говорят, что соберем мы 10 миллиардов.
А все потому, что крупным предприятиям предоставлена льгота. До 50 метров — 2 тысячи ты платишь, или даже чуть поменьше, 1200 рублей, а со следующего метра — 200 всего платишь. А маленьким, у которых меньше 50 квадратных метров, остались крупные налоги. И второй нюанс — не так-то просто получить это уменьшение налога на прибыль.
Если ты вел упрощенную форму налогообложения, 15 процентов уплачивал доходы минус расходы, то они не смогут полностью компенсировать налог, а смогут в затраты просто поставить. То есть смогут компенсировать всего 15 процентов налога.
— Эти решения, которые вы перечислили, на ваш взгляд, чем продиктованы — непониманием реальной ситуации, нежеланием разобраться до конца, или желанием собрать побольше денег в бюджет? Или это объясняется лоббированием со стороны крупных торговых сетей?
— Давайте посмотрим, кому составляет конкуренцию этот малый бизнес. В Москве за последние пять лет введено 5 миллионов квадратных метров современных торговых площадей. По данным агентств, которые занимаются сдачей в аренду, там сумасшедший провал, 20-15 процентов площадей в торговых центрах не задействованы, 20 процентов — в офисах высокого класса. Люди просто уходят, магазины одежды особенно, магазины обуви. Но их все равно не закрывают. Поэтому, конечно, мелкая розница сейчас, в первую очередь, ненужный конкурент для серьезных налогоплательщиков Москвы, или для серьезных инвесторов Москвы, и убирают ее.
— То есть вы это склонны объяснять лобби крупного бизнеса?
— Лобби крупного бизнеса, взглядами на развитие Москвы. Москва — это серьезная столица мирового уровня, какие киоски, какие палатки?! Москва — это город федерального значения. Торговый сбор только Москва приняла.
Кстати, в Санкт-Петербурге в отношении малого бизнеса повели себя так, как Юрий Михайлович Лужков в 2008 году. Тогда на год продлевались разрешения всевозможные. Он тогда сказал, что сейчас кризис, поэтому, кто работал, не нарушал, продлить автоматом.
— Еще лет пять назад представители общественных организаций отмечали, что малый бизнес не сутяжный. То есть, если предпринимателя как-то начинают обижать, теснить, крышевать, то, даже если его призывают куда-то пожаловаться, он вряд ли этим воспользуется, ему важнее сохранить хорошие отношения на том микроуровне, который сложился. Это так?
— Нет, жалуются предприниматели. Обращаются. Вот характерный пример: улица Песчаная, павильон "Останкинские колбасы". Это управа "Сокол". Он обратился и говорит, вот у меня заканчивается договор, всем жителям нужно, муниципальные депутаты поддерживают. 20-метровый павильон, каждый день свежая продукция, пенсионерам скидки, дешевле нет. Но самое главное, в округе - "Азбука вкуса", и все.
Пенсионеры молятся буквально на этот магазин. Полторы тысячи подписей собрал. А мы обращались в начале года, говорим: как там все оставить, если жителям нужно? Отвечают: приносите подписи от депутатов муниципальных, и все, и мы оставим. Раз депутатам нужно, конечно, мы оставим. Собрали. Передали. Даже префектура написала: просим включить в схему размещения.
В итоге на уровне заммэра или где-то на более высоком уровне, чем префект, пришло: нет, он на один метр ближе к проезжей части одним углом, чем должен быть, поэтому пусть эти полторы тысячи ходят в "Азбуку вкуса", закрываем.
— Вот чем объяснить такие решения?
— Некогда чиновнику разбираться. Есть человек — есть проблема, нет человек — нет проблемы. Нет киоска — нет проблемы. Очень долго говорят о том, что все эти полномочия нужно делегировать на муниципальный уровень. Муниципальные депутаты должны знать, что нужно жителям. Они должны защищать интересы жителей. Больше прав местным депутатам.
Но чтобы у них было больше прав, у них должны быть инструменты. Если бы с тех же самых киосков, которые стоят на муниципальной земле, аренда шла в бюджет конкретной управы, я думаю, что они гораздо внимательнее бы были. Сейчас плата идет в бюджет города. Потом они говорят, что якобы все, что собрано от стоянок, что собрано от земли, перечисляется назад, но это же управляемый процесс.
Точно так же и федеральный построен бюджет. Сначала все снизу отдайте наверх, а потом этому дала, этому дала, а этому не дала.
Подготовила к публикации Мария Сныткова
Беседовала