Как изменился миграционный поток в Россию за последние годы? Остается ли трудовая миграция из стран СНГ острой проблемой для российского общества? На эти вопросы Pravda.Ru отвечает старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС РФ, член экспертного совета по развитию конкуренции при правительстве РФ Вадим Новиков.
- Вадим, давайте начнем с причин привлечения мигрантов. Все спорят, нужны ли России мигранты. Один аргумент заключается в следующем: а кто будет улицы мести, делать черную работу, ведь ваши дети не пойдут на эти рабочие места. А второй аргумент ровно противоположный: они приехали, они отнимают рабочие места у нашей молодежи, претендуют на места в школах для своих детей, в детских садах, и так далее. Нужны ли все-таки России мигранты в таком количестве и качестве?
- Причины, очевидно, здесь экономические - мигранты сюда приезжают добровольно, потому что здесь они могут больше получить, чем на своей родине. А с другой стороны, и работодатели берут их добровольно, просто потому что за труд мигрантов, по крайней мере в ряде случаев, приходится платить меньше. От того, что приходится платить меньше, в конечном счете, выигрывают и простые россияне. У нас меньше, чем могло бы это быть, приходится платить в кафе, в заведениях быстрого питания или за уборку улицы.
В конечном счете, все это экономия для едоков или для налогоплательщика. То есть прямой экономический эффект. Остается вопрос относительно того, не обкрадывают мигранты нас, не отнимают ли они наши рабочие места.
Понятно, что простой человек всегда переживает за занятость и за труд, но экономисты хорошо знают, что труд - это вещь нежелательная, неприятная. Если где-то можно избавиться, условно говоря, от затрат на труд, желательно это минимизировать.
- А экономисты владеют какой-то статистикой, которая бы четко говорила, что пока рабочих мест в сфере общего среднего образования или среднего специального пока хватает на всех, и нельзя сказать, что мигранты отнимают у нас хлеб? Есть такие четкие данные?
- Говорить, есть или нет рабочее место для вас - это не какой-то объективный факт, это, в конечном счете, зависит от того, что вы просите за это место. То есть если я попробую получать зарплату экономиста, будучи официантом в кафе, наверное, мне откажут. Если я, напротив, скажу, что готов работать за одну тысячу рублей в месяц, то из этого кафе тут же, скорее всего, уволят мигранта, который все равно будет получать больше, чем я.
Таким образом, есть или нет места, в конечном счете, все-таки зависит оттого, о каких условиях мы говорим. Вопрос всегда в условиях - вы можете изменить заработную плату, и моментально ситуация на рынке труда изменится.
- Мигрантов, по официальным данным, десять миллионов в России, а неофициальные цифры говорят, что в два раза больше. И, наверное, большая часть осела в Москве. Представители правоохранительных органов говорят, что это резкое повышение криминогенной обстановки. То есть, есть издержки. Если рассуждать беспристрастно, что все-таки перевешивает - плюс для экономики, или издержки, которые мы наблюдаем?
- Без сомнения, определенные издержки есть, только эти издержки, на мой взгляд, не так велики, как обычно принято про это думать. Например, вопрос с преступностью. Статистике здесь вполне можно доверять, есть информация о раскрытых преступлениях сообразно тому, граждане какой страны их совершили, есть статистика о людях, которые сидят в местах лишения свободы.
В общем, из этой статистики видно, что, даже несмотря на то, что сюда приезжают люди наиболее опасных категорий населения, это скорее молодые мужчины, чем старые женщины, даже с этой поправкой средний мигрант выглядит менее опасным, как ни странно, чем средний россиянин. То есть на средних мигрантов приходится меньше преступлений, по разным причинам, чем на среднего россиянина.
- Говорят, что наибольшие возможные проблемы из-за мигрантов - это нехватка мест в родильных домах в тех городах, где работают мигранты, и второе - это даже не школы, а детские садики. А сейчас такая тенденция, что в Россию едут семьями. Но это же существенная нагрузка, или нет?
- Это определенная нагрузка, но обратите внимание, что здесь жесткой связи с решениями работодателей привлечь мигранта нет. То есть здесь отдельная вещь - решение работодателя взять мигранта. И есть решения других людей оказывать всем людям, в том числе мигрантам, бесплатную помощь.
- Очевидно, что это должно регулировать государство, да?
- Это должно регулировать государство. В принципе, я считаю справедливым взимание платы с иностранцев, неважно - мигрант, трудовой мигрант, или, может быть, американец, который временно оказался в стране, и в этот момент вдруг возник несчастный случай.
Считаю, что вполне справедливо будет взимать с них полную плату за эти услуги, как вариант, на въезде в страну, как во многих других странах. Можно просто просить покупку страховки на определенный срок, которая покрывала бы подобного рода неприятности.
- Говорят, что появляются новые тенденции в миграционной ситуации. В частности, раньше приезжали молодые мужчины на заработки, сейчас уже приезжают семьями. И временная миграция смещается в сторону постоянной. При этом отдельные эксперты отмечают, что качество миграционного потока снизилось, если говорить о квалификации. Эти тенденции как-то уже ощущаются? Планируется ли на них отвечать ужесточением законодательства, или, наоборот, ослаблением?
- С одной стороны, то, что вы назвали снижением качества миграции, если и происходило, то, пожалуй, это произошло уже очень давно. Последние лет пятнадцать приезжает не интеллигенция, а простые рабочие люди, в том числе и из деревни.
Кроме того, нужно просто понимать, что за последние полтора-два года место России в окружающем ее пространстве менялось. Есть мощный регулятор, который определяет это место наряду с другими, и это курс рубля. Курс рубля в сравнении с узбекским сомом, с таджикским сомани. Рубль упал, в том числе и по отношению к этим валютам, что означало, что приезжие оттуда получали меньше.
В разные периоды этих двух лет были совершенно разные значения курсов, но в какой-то момент было падение в два раза, а падение курса рубля в два раза означает, что твоя заработная плата в национальной валюте упала в два раза. Если ты приехал, существенные суммы денег переводишь домой, то у тебя сохраняется привычка считать в национальной валюте, твоя семья получает существенно меньше.
Мы понимаем, что очень много из того, что еще совсем недавно было нам по карману, стало не по карману. То же самое начало происходить с мигрантами. Это не товар, а услуги, но оказывается, что чужие иностранные услуги в ряде случаев стали не по карману, и остаются те из них, кто соглашаются работать подешевле.
- С учетом кризиса прочертите перспективы миграционной политики - что будет дальше? Будет ли сейчас, учитывая мировые события, перекраиваться конфигурация миграционного рынка?
- Количество мигрантов жестко связано с состоянием российской экономики - чем будет лучше состояние этой экономики, тем больше будет мигрантов. Если в России будет продолжаться стагнация, если с рублем произойдет что-то еще плохое, мигранты нас без сомнения покинут, мы будем жить плохо, но сами.
Если российская экономика будет развиваться хорошо, будет активно расти, будет лидером этого региона, то мигрантов, вне зависимости от государственной политики, будет много, потому что такова судьба любой богатой, по крайней мере, по сравнению с соседними странами, страны.
- А по качеству как изменится миграционный поток в России?
- Я не думаю, что нам стоит ожидать, что в ближайшее время в Россию приедет громадное количество топ-менеджеров из Франции, Германии, Великобритании или США. То есть, без сомнения, они есть и сейчас, они просят какую-то премию за работу здесь, но количество этих людей ограничено.
То, что для русских реально, - это, конечно, в первую очередь, мигранты из соседних стран. И если даже провозглашается экономика знания, то и в экономике знания все равно кто-то должен убирать улицы или продавать продукты в магазине. Вот эту роль могут занять мигранты.
Также по теме:
Мигранты для России - то, что доктор прописал
"Плавильный котел" - это не для России
Подготовила к публикации Мария Сныткова
Беседовала