"В Крыму нам не хватает авантюризма"

Политолог Сергей Михеев

Судя по всему, Запад медленно, но начинает смиряться с мыслью о том, что Крым — российская территория. Политики, правда, по-прежнему считают иначе, а вот зарубежный бизнес потихоньку, но поворачивается в сторону российского полуострова. Как можно было бы ускорить этот процесс? С таким вопросом главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова обратилась к независимому политологу Сергею Михееву в программе "Необычная неделя".

— Несколько уважаемых французских издательств недавно написали, что Крым — это все-таки Россия, а когда Киев начал возмущаться, ответили им: "Ребята, мы исходим из реальных фактов. Когда вы ситуацию измените, мы с удовольствием напишем, что Крым — это Украина, пока что есть, то есть". На самом деле, санкции санкциями, аннексия аннексией, а европейский бизнес вполне нормально работает в Крыму, Турция уже миллиарды вкладывает, напрямую торгует. В Крым едут и западные "звезды", и парламентарии. Выходит, лед тронулся?

— Не все так радужно, как хотелось бы, но в целом тенденция именно такая. И другой она быть не может. Де-факто мир признает то, что случилось, никуда он не денется. Что же касается турок, то они сделали очень хорошие деньги на блокаде, которую устроили украинцы.

— На блокаде Крыма? С стороны Киева это была глупость несусветная.

Украинцы не дают своим товарам, в том числе продовольственным, проникать в Крым. И помимо того, что этим воспользовались российские производители, этим воспользовались и турки. Наплевав на всякие санкции, они прямыми рейсами везут свое продовольствие в Крым и делают на этом отличные деньги.

Но вообще в Крыму с этим не все так хорошо. И одна из главных проблем, почему, собственно говоря, процесс легализации идет не очень интенсивно, кроется, на мой взгляд, в том, что российский бизнес не слишком охотно идет в Крым. Российские банки боятся, российские крупные корпорации боятся. Сложилась ситуация эдакого саботажа, в том числе со стороны некоторых чиновников правительства.

Они не хотят понимать простую вещь, что Крым — это не простой субъект федерации. Суть не в том, что там какие-то особенные люди, а в том, что де-факто любая даже хозяйственная история в Крыму может быстро принять политическое, а то и геополитическое звучание. И при всем моем уважении к другим регионам, одна и та же проблема в Тамбовской области и в Крыму будет иметь разное звучание.

— И каким вам видится выход из сложившейся ситуации?

— В Крыму, например, сейчас проблема с банковской деятельностью. Крупные российские банки не хотят туда идти. А пришли бы, уверяю вас, и следом за ними потянулся бы туда и иностранный капитал.

К сожалению, не все у нас понимают важность развития Крыма. Но в целом, тренд на признание его российской территорией неизбежен, просто надо действовать смелее. Например, зайти в Крым сразу всем банкам. Как это было с авиакомпаниями: сначала мы запустили туда один "Добролет", и его тут же хлопнули. А потом решили, что сразу все российские авиакомпании начнут летать, и все пошло своим чередом.

Честно говоря, учитывая форс-мажорную ситуацию, я бы в отношении Крыма принимал самые авантюрные шаги. Например, известно, что сегодня огромный спрос на палладий, а Россия — главный держатель палладия в мире. Я слышал, что американцы активно скупают палладий на случай, если вдруг отношения с Россией будут заморожены, а этот металл крайне важен и для электронной промышленности, и прочих. Палладий торгуется на международных биржах. Так давайте и откроем в Крыму биржевую площадку по торговле палладием. Хотят западники или не хотят, они будут приезжать на полуостров, потому что палладий им нужен.

Можно вычленить еще целый ряд вещей, за которыми люди все равно приедут, например, алмазы, золото. И расположить торговые площадки в Крыму. То есть, де-факто создать формат, при котором они вынуждены будут вести бизнес в Крыму. Просто надо быть немного смелее.

У нас по многим вопросам есть такая позиция — шаг вперед, два шага назад. Мы Крым взяли и сами этого испугались, теперь ищем всякие компромиссы. А компромиссов не будет, поэтому действовать необходимо решительнее, обратной дороги нет.

Значит, надо заниматься развитием полуострова по полной программе, независимо от того, кто и что скажет. Наши банки и чиновники в правительстве свято верят в мировую финансовую систему, считают, что, не дай Бог, что-то у нас случится, мы должны оставаться в ней. От этого стоит избавляться, потому что жизнь будет очень непростой еще несколько десятков лет. Грубо говоря, попытки все время играть по чужим правилам приведут только к поражению, в лучшем случае ничьей. Правила эти придумали не для того, чтобы мы по ним выигрывали, вот и все.

Интервью к публикации подготовил Сергей Валентинов

Беседовала