Уже несколько лет в России существует проблема засилья юристов и экономистов, в то время как на заводах работать практически некому. Во многом это вызвано неправильным отношением к среднему профобразованию. Как поднять престиж рабочих профессий? Об этом Pravda.Ru беседует с заместителем исполнительного директора Союза машиностроителей Артемом Ажгиревичем.
— Хотелось бы поговорить по поводу рабочих и по поводу рабочих специальностей. Какая сейчас система подготовки? В моем поколении рабочий у станка — это была основа экономики, основа стабильности и основа нашего процветания. А сейчас мы ничего об этом не знаем. Моих детей в школе этому не учат, даже предмета "Труд" теперь нет в школе.
— Вы совершенно правы, в 90-е годы произошел определенный надлом. Но сейчас, наверное, последние лет пять, ситуация меняется. Колледжи тоже затронули рыночные условия. Во-первых, они сократились, потому что они перешли под региональное бюджетирование, и руководители данных учебных заведений, конечно, ориентируясь на рынок, начали менять программы, стали ориентироваться на подготовку тех специалистов, которые востребованы рынком. Поэтому стали много готовить работников торговли, экономистов, юристов именно по рабочим специальностям.
Разумеется, в 90-е годы рынок не требовал слесарей, фрезеровщиков, сварщиков, и поэтому они вымывались. Сейчас эту ситуацию очень активно пытаемся менять. Разумеется, заново приходится выстраивать отношения между учебными заведениями и предприятиями, которые являются непосредственно заказчиками на подготовку таких специалистов.
Во-первых, это система прохождения практики, система заказа непосредственно на образовательную программу. И вот эта структура сейчас заново выстраивается. И здесь уже, разумеется, идет подготовка с точной ориентацией на какое-то предприятие.
— Получается, раньше в ПТУ готовили соразмерно указу министерства образования Советского Союза, а сейчас подготовка исходит от заказчика, от заводов?
— В советское время в основном была система госплана. И на основе потребности страны в той или иной продукции определялось, сколько работников нужно. И исходя из этого формировался заказ министерства образования на подготовку тех или иных специалистов. Сейчас госплана нет, но есть крупные предприятия.
А если мы говорим про среднее профессиональное образование, то здесь контрольные цифры приема формируются на уровне региона. И как раз-таки их задача — собрать информацию с предприятий, кто им в ближайшей перспективе необходим, какие специалисты, с какими компетенциями.
— Сложность заключается в том, что если раньше страна жила по пятилеткам, то сейчас каждый год новый план и новая линия. Но год ведь уходит только на получение специальности.
— Это проблема, которую пытаемся решать. В основном, конечно, большие предприятия строят свои стратегии, как минимум, на 3-5 лет. И понятно, что под планы своей работы формируют непосредственно кадровый потенциал, кто им нужен. Но эта дисциплина на сегодняшний день отсутствует, ее приходится строить практически с нуля.
И регионы ведут работу с предприятиями, чтобы предприятия понимали, для чего это им нужно. И тем самым формируется заказ, формируются контрольные цифры приема, которые получают учебные заведения, под них выделяется финансирование.
С другой стороны, в рамках самого образовательного процесса уделяется большое значение прохождениям практик. И мы знаем много примеров, когда предприятие с первого, со второго курса уже ребят принимает к себе на практику. Ребята работают, получают какую-то минимальную зарплату. Но, помимо учебы, они тут же реализуют свои знания и набирают опыт. И закончив учебное заведение, они уже знают, где они будут работать.
— Вы говорите о том, что нужно популяризировать рабочие профессии. Я помню, что в советское время все решалось очень просто — рабочие иногда получали больше, чем многие инженеры. Наверное, самое главное для престижа — это зарплата.
— Сегодняшняя ситуация не особенно сильно отличается. После 8 класса молодой человек может пойти в колледж, отучиться там 2-3 года, получить профессию, и с ней идти на завод работать. Сейчас если посмотреть на те информационные сайты, где предлагается работа, то на сегодняшний день есть дефицит в рабочих профессиях, в людях, которые готовы быть рабочими. То есть по тем же фрезеровщикам, сварщикам есть дефицит.
И зарплаты начинаются с 30-35 тысяч по Москве. А если это квалифицированный рабочий, 5-6 разряда, то зарплата доходит до 70 тысяч. Не каждый выпускник вуза с высшим инженерным образованием сразу может получать такие деньги. А если посмотреть по времени, по возрасту, то в 16-17 лет он уходит, например, в колледж, через три года он получает специальность. То есть ему, получается, порядка 18-19 лет. Плюс 3-5 лет он набирает опыт. И уже к 23-24 годам он получает 5-6 разряд и совершенно спокойно может претендовать на зарплату в 60-70 тысяч.
А инженер с высшим образованием, только закончив институт, вряд ли может претендовать на такую зарплату. То есть ему все равно нужно набрать какой-то опыт и прийти. То есть вся разница в том, что рабочие специальности начинают чуть раньше зарабатывать денежные средства, и иметь уже в более раннем периоде свою профессию.
— Но если рабочий к 24 годам получил высший разряд, а у него уже предел зарплаты - 70 тысяч рублей, то что потом? До пенсии ходить на завод, тянуть лямку? Есть куда расти?
— На заводе главный — руководитель цеха. И многие руководители цехов выросли из рабочих профессий. То есть расти всегда есть куда. Во-первых, никто не мешает, и есть целая система дополнительной подготовки, дополнительного образования. Чем выше растет сотрудник в рамках карьерной лестницы внутри предприятия, тем больше повышают его зарплату, разумеется. Та же самая система премий, дополнительных выплат всегда присутствует. И любой работодатель будет всегда этому способствовать.
— А как сейчас обстоит ситуация в машиностроении?
— Производственные мощности по сравнению с Советским Союзом сократились, но при этом сократилось еще большое количество работников. Причем работники имеют способность стареть, а молодых приходит мало. Есть много причин, в том числе и то, что у нас была в 90-х годах яма рождаемости. Поэтому на сегодняшний день в машиностроении, да и в промышленности в целом, присутствует достаточно большой дефицит работников, представителей рабочих специальностей.
Для нас это одна из основных проблем. В рамках этого мы проводим большой набор мероприятий. Одно из них — это программа "Работай в России", в рамках которой мы проводим два раза в год на всех предприятиях неделю "без турникетов". Это инициатива Союза машиностроителей. Представители Союза, региональных отделений специально организуют работу со школами, организуют экскурсии из школ, из институтов, чтобы привести ребят на предприятие, чтобы они посмотрели, что это такое. Чтобы они смогли для себя определиться, что им интересно.
Потому что мы столкнулись с такой ситуацией, что сегодня выпускник школы не имеет представления о том, чем он хочет заниматься в будущем. Есть вакуум информации о том, что вообще происходит, что есть рабочие профессии, как это вообще выглядит, как это работает. И одна из наших задач — этот вакуум закрыть.
Подготовила к публикации Мария Сныткова
Беседовала