Вопрос выпуска продуктовых карточек для помощи малоимущему населению России поднимался не раз. Ввести такие карточки в действие в 2016 году теперь намерено министерство промышленности и торговли. Подробно об инициативе минпромторга и аналогичном зарубежном опыте в интервью Pravda. Ru рассказал директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
— Никита, минпромторг обратился в правительство, чтобы компенсировать затраты на продукты людям, которые живут ниже прожиточного минимума. То есть это будет некая карточка, на которую будут перечислять деньги и которой можно расплачиваться за продукты. Понятно, что это будут свежие продукты в конкретных магазинах. Расскажите поподробнее о механизме, о котором идем речь.
— Действительно, подобная инициатива подготовлена министерством промышленности и торговли. Сразу оговорюсь, это весьма странно, что это вносит министерство промышленности и торговли, поскольку это вопрос исключительно социального обеспечения населения, а министерство промышленности и торговли, скорее всего, здесь действует в интересах различных лоббистских групп, сетевых ретейлеров, которые заинтересованы в увеличении сбыта за счет некой квазисистемы государственной поддержки и обеспечения государственного сбыта.
Минпромторг предлагает, начиная с 2016 года до 2020 года, поэтапно вводить социальное обеспечение слоев населения, социально незащищенных. А мы знаем, что по результатам первого полугодия количество населения, оказавшегося за чертой бедности, увеличилось на 15 процентов и сейчас составляет более 22,5 миллионов человек. Туда попадает население в основном некрупных городов и сельское население.
Начиная с 2016 года, предлагается выделить порядка 240 миллиардов рублей на обеспечение в первую очередь семей, в меньшей степени — одиноких людей. Когда кормилец не может обеспечить достойный уровень для семьи, выдается примерно в месяц порядка 1 тысячи рублей на одного человека, что, естественно, в общей массе расходов составляет порядка 240 миллиардов рублей.
Это происходит путем перечисления на так называемую карточку, где определяется перечень продуктов питания, которые могут быть приобретены за счет этой социальной помощи. Человек, получающий соответствующую карточку, получает ее по результатам серьезной оценки состояния его уровня жизни.
После включения в этот список гражданин имеет право получать продукты питания через определенную систему штрих-кодов в этих крупных сетевых магазинах и таким образом обеспечивать некий достойный уровень жизни для себя.
— В нашей стране есть такая проблема, что адресная социальная помощь до тех, кому она предназначена, попросту не доходит. У нас система социальной помощи сейчас так устроена, что самый ловкий может ее получить, а человеку, который действительно нуждается, предстоит либо собрать кучу каких-то бумаг, либо он может вообще об этом не знать, либо ему попытаются как-то поставить палки в колеса. Так можно ли полагать, что здесь будет какая-то серьезная оценка и как ее можно организовать, если ее до сих пор не организовали? И стоит ли овчинка выделки, то есть ради 1 тысячи рублей на человека делать какую-то сложную систему оценки?
— Действительно, социальная помощь имеет определенные сложности с точки зрения доказывания. Под доказыванием мы понимаем сбор документов, хождение по этим инстанциям, из одной инстанции в другую. Это, во-первых, неприятно чисто психологически. Во-вторых, это весьма проблематично бюрократически. А мы возводим бюрократию, действительно, в высокую степень.
В-третьих, не всегда возможно это доказать, поскольку отсутствие какой-нибудь справки, действительно, может привести к тому, что все твои действия будут безуспешными. Проблема в следующем — бюджет страны исключительно социально ориентирован. И несмотря на это, мы имеем сейчас катастрофический дефицит бюджета. Как следствие, мы должны экономить.
В стране у нас 10 сентября должны были внести проект бюджета из правительства в Государственную думу, отложили на 25 сентября. Сейчас отложили на 8 октября. Ровно потому, что никто не понимает, где найти источники по покрытию этого дефицита бюджета. А дефицит бюджета — это в первую очередь дефицит социальных обязательств.
Сейчас мы имеем колоссальный дефицит бюджета в 2,7 триллиона рублей. Это более 3 процентов ВВП. Откуда искать источники погашения? В связи с этим команда по линии исполнительных органов власти в регионы идет, как я полагаю, всячески образом постараться забюрократизировать этот процесс более, чем он бюрократизируется.
— Как же в таких условиях минпромторг рассчитывает протолкнуть проект с продуктовыми карточками?
— Применительно к продовольственным карточкам, я абсолютно не сомневаюсь, что, во-первых, инициатива в виде минпромторга не пройдет, потому что головным министерством должно являться министерство социальной защиты населения, поскольку в первую очередь субъектом получателя помощи является лицо, социально незащищенное, а во-вторых, вы правильно подметили, 240 миллиардов рублей.
Мы сейчас ищем, как залатать дыры в бюджете в объемах существенно меньше, меняем НДПИ для нефтяных компаний, планируем изымать валютную выручку.
А что такое 1 тысяча рублей на человека в месяц? Они "не спасут отца русской демократии". Вместо 9 тысячи рублей на человека, на которые достаточно непросто прожить, будет 10 тысяч рублей на человека. Это не тот зазор, который достаточен для того, чтобы решить эту социальную проблему. А 240 миллиардов рублей — это огромный зазор для того, чтобы расширить дефицит бюджета и изменить макроэкономические показатели.
— То есть вы считаете, не следовало бы систему поддержки малоимущим оформлять именно так, нужны какие-то пакетные меры?
— Пример иностранный. В Соединенных Штатах 50 миллионов человек пользуются продовольственными карточками, которое выдает им государство. Объем получаемой помощи на одного человека составляет 115 долларов в месяц, на семью — 255 долларов в месяц. 115 долларов — это гораздо больше в абсолютных цифрах, чем 1 тысяча рублей.
— Но при этом в Америке товары, которые положены по продуктовым карточкам, тоже продаются в сетевых магазинах, то есть человек тоже поддерживает крупного производителя, разве нет?
— Конечно, поддерживает. Но этот Wal-Mart, куда он идет, платит 60-70 процентов налогов, которые обеспечивают эту возможность. И посмотрите внимательно, сколько платит налогов "Магнит" или кто-то еще. Они платят, наверное, много, только в России собираемость налогов вместо заявленных тех же 60-70 процентов, где-то 28-30, в два раза меньше.
Потому что все остальное идет в теневой сектор. И крупные ретейлеры не исключение. Работа с подрядчиками, с поставщиками и так далее предполагает наличие различных схем, которые позволяют оптимизировать прибыль, налогооблагаемую прибыль. Не исключение, что в торговой системе это происходит.
— Примеры каких зарубежных стран еще можно привести для сравнения?
— Это Германия, которая достаточно активно исторически поддерживает социальные гарантии. Примерно похожие какие-то цифры, они в основном тоже руководствуются выдачей на семью. Порядка около 200 евро люди получают в случае выпадения за уровень жизни ниже, чем тот, который есть. То же самое распространяется на эмигрантов, которые попадают на территорию Германии. То же самое распространяется в отношении наций, перед которыми они преклоняют голову в частности по линии Холокоста.
Значит, понятно, кого они поддерживают — евреев. Социальная обеспеченность в этом отношении достаточно комфортная. При этом в Германии подороже, чем в Соединенных Штатах Америки, и поэтому защищенность в США повыше. Кстати, идея карточек уже реализуется в ряде регионов России.
— Да, было заявлено, что подобная инициатива уже реализуется в виде эксперимента.
— В Ульяновске этот эксперимент проводился, в Мордовии, в Татарстане. Они носят пока локальный характер. Регион это может делать, потому что действия власти в первую очередь должны быть направлены на социальную защиту. Насчет эффекта, я сейчас не могу проанализировать. Насколько я знаю, весной этого года начали прорабатывать и вводить.
Говорить рано, но если такие эффективные региональные практики будут по России развиваться, то мы сможем получить хороший опыт, который нам даст ответ на эти два замечательных вопроса, которые мы сегодня обсуждаем — развивает ли это реальный сектор экономики, торговлю, производство продуктов питания, логистику и все смежные отрасли, которые в этом участвуют, и помогают ли они реально снизить удар по социальной системе, который нанесен в связи с ухудшением макроэкономических показателей в стране.
Я считаю, что нужно действовать от региональной составляющей. Может быть, даже от муниципальной составляющей.
— Вы говорили, что социальное обеспечение малоимущих слоев населения будет проходить поэтапно. Какие еще планируются контуры системы помощи в связи с кризисом?
— Государство понимает следующее — из этого кризиса будем выходить долго, этот кризис потребует структурных изменений в экономике. За структурными изменениями в экономике последуют ухудшения уровня жизни - более серьезные, чем мы имеем сейчас.
Готовность к этому крайне принципиальна. 2018 год - год электорального цикла. Поэтому государство понимает, что в этот момент необходимо оказывать соответствующую поддержку. Это нормальный распространенный опыт. Мы это проходили в начале 90-х годов.
Виды поддержки рассматриваются не только продовольственной карточкой, но и субсидированием расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Это достаточно важная статья в каждой семье. И проблема недоимок, которая сейчас стоит — это также проблема бизнеса, это также проблема государственных естественных монополий, системы ЖКХ, которую мы сейчас модернизируем. Поэтому эти расходы нужно брать на себя, а иначе количество бедных будет продолжать увеличиваться.
И вот эти предложения, которые сейчас идут по линии минпромторга и звучат от социального блока правительства, от председателя правительства, от президента, идут в русле того, что социальную политику придется глобально менять. Не только ее ужесточать в части повышения пенсионного возраста, но и прямых расходов государства на оказание социальной защиты.
Подготовила к публикации Мария Сныткова
Беседовала