Рынок интернет-торговли в России растет, даже несмотря на кризис. Об особенностях работы интернет-магазинов, о покупках на зарубежных сайтах, о законодательной базе, а также о том, как открыть собственный интернет-магазин, Pravda. Ru рассказал руководитель кластера "Электронная коммерция" Российской ассоциации электронных коммуникаций Иван Кургузов.
— Иван, насколько активна онлайн-торговля в России, какую долю российского рынка торговли она занимает? Какая ее доля на мировом рынке?
— В данный момент торговля непродовольственными товарами составляет в мегаполисах от 5 до 10 процентов от общего валового оборота. За 2015 год розничная электронная торговля составит около 900 миллиардов рублей приблизительно.
Что мы туда включаем, как правило? Это продажа товаров, продажа услуг, когда продавец и покупатель находятся на территории России. А еще есть модное слово кроссбординг — трансграничная электронная торговля, когда покупают товары за рубежом. Но это тысячные доли процента.
А есть входящий товарный поток, и он большой. И он, по разным оценкам, занимает от 15 до 25 процентов всей продажи чего-либо через интернет в России. И это устойчивый рост.
И можно сказать, что в кризис (а мы их несколько уже прошли — 1998-го, 2008-го, текущий) оборот розничной торговли либо замедлял свой рост, либо вообще останавливался, а электронная торговля все время росла.
В хорошие годы она росла на 40-50 процентов, в плохой год на 20-30 процентов, а сейчас рост розничной электронной торговли замедлился.
А вот кроссбордеры продолжаются, несмотря на то, что в ноябре-декабре доллар резко вырос. И вроде бы кроссбордер должен был умереть, но он чуть-чуть покашлял так, покашлял и восстановился.
— А кроссбордер в основном представляет собой товарооборот с Китаем или с Европой?
— С Китаем. Во-первых, половина того, что продается в Европе, произведено в Китае. А основной продавец, то есть кроссбордер, в России — это AliExpress, он же Alibaba и Ebay. Так вот, и с Ebay тоже 80 процентов товара произведено в Китае. Либо есть какие-то посредники между китайскими дистрибуторами.
И там идет огромный поток, речь идет о сотне миллионов посылок в год. В основном покупают какие-то маленькие объекты, недорогие. Грубо говоря, в российском магазине, обычном или интернет, палка для селфи стоит 50 долларов, а на AliExpress она стоит 12 долларов, а плохая 3 доллара.
Человек сразу покупает себе пять — ничего, они будут ломаться, но на несколько месяцев ему хватит. Еще одежда там сильно дешевле, часть техники, изделия из кожи — что угодно. И это все сотнями миллионов, но на самом деле это отъедает долю, даже не столько у онлайновой розницы, сколько у классических продавцов, у классических сетей.
— А в каких регионах России интернет-торговля наиболее развита?
— Мегаполисы. Москва сейчас немножко изменилась. Раньше было, что Москва и Питер вместе составляли 60-70 процентов онлайн-продаж, даже 80, а сейчас меньше, сейчас около половины. Во-первых, миллионники устойчиво растут, а во-вторых, не миллионники устойчиво растут.
— Есть ли в интернет-торговле устойчивые товарные категории или бренды, которых нет в классическом ретейле?
— В любой стране нельзя представить весь ассортимент мирового производства, а в интернете можно. То есть вы не можете, например, в России найти зарядку для дополнительного аккумулятора для какого-то редкого телефона, а в интернете можете, там такое есть.
Некоторые дистрибуторы продвигают некоторые товары только через интернет. Но чтобы какой-то товар только для интернета — нет, такого нет. Есть идеальные товары для интернета. Идеальным товаром для интернета является сотовый телефон. Он маленький и дорогой.
— Какие в принципе товары популярны по продаже в России?
— Раньше это была бытовая техника и электроника. Она занимала в середине в 2000-х годов больше 80 процентов продаж. А потом стали расти другие категории: бытовая электроника, книги и диски. Все это вместе занимало 90 процентов в 2005 году, потом стали расти товары для дома, товары для ремонта.
В последние несколько лет успешно растет одежда — с 2010 года, наверное, это один из лидеров. Скачиваемых продуктов — книжек, программ, несмотря на то, что у нас очень многие любят скачивать "на халяву", растет количество покупающих. И билеты. Причем, что на представление, что на авиа.
— А какие в России или в мире есть перспективные товарные рынки, которые по тем или иным причинам не решаются идти в интернет, хотя было бы целесообразно, чтобы они там появились.
— Есть такая группа товаров, которые пытаются добиться результата уже давно, но пока все идет с хрустом, со скрипом. Это продукты питания. Если мы возьмем Москву, Центральный округ, крупный игрок у нас один — это "Утконос". Все остальные, даже гигантские супермаркеты, пока не могут решить эту логистическую задачу, потому что у продуктов питания чудовищно сложная логистика.
— Принято считать, что если заказать по интернету, то будет цена ниже. Есть такая закономерность?
— Это не всегда правильное мнение. Потому что в интернете расходы другие, но они тоже есть. Правильно комбинируя, можно сделать цену ниже, но этого там достигают опытные, крутые игроки. Либо они имеют какой-то канал поставок, тоже законный, просто он через меньшее количество звеньев проходит, либо напрямую от производителя.
— А какую выгоду получают интернет-магазины одежды и обуви, которые предлагают бесплатную доставку и примерку? С одной стороны, я понимаю, что они экономят на торговой площади. С другой стороны, это сложная разветвленная система доставки. Неужели интернет-магазину выгодно, чтобы курьеры его мотались целыми днями по городу, с десятью товарами и из этого в итоге покупали всего один товар?
— На мой лично взгляд, условия бесплатной доставки в миллионниках, особенно в Москве и Питере, покупателя балуют. Поскольку бесплатная доставка разлагающе влияет на покупателя, потому что он привыкает к бесплатной доставке, и дальше он будет брать у того человека, у которого бесплатная доставка. Хорошие он дает условия, плохие условия, какой у него ассортимент доставки, какой способ выбора доставки — это все будет неважно покупателю.
И бесплатная доставка используется интернет-магазинами в конкурентной борьбе. И все вместе двигаются в не самое лучшее будущее. А магазины одежды в этом плане во главе этого пути, потому что они предлагают услугу примерки, которую тоже делают бесплатной. А она существенно увеличивает затраты.
Но многие крупные интернет-магазины сейчас живут, не развивая собственную прибыльность, а развивая собственный доход, валовый оборот, потому что они хотят локтями растолкать конкурентов из оффлайна и таким образом занять долю на рынке. А засчет большого оборота, как они думают, в будущем будет прибыль. Несколько интернет-магазинов таким образом уже сломались.
— Что я должна сделать, если захочу открыть интернет-магазин? Есть какие-то классические схемы бизнеса?
— Я сниму себе офис, склад я пока, наверное, брать не буду, я буду торговать с поставщика, я возьму себе человека, который умеет заниматься продвижением через интернет, это будет мой человек нанятый.
Возьму себе человека, который будет курьером, одного пока возьму. Остальные дела буду выполнять пока сам. Зарегистрирую предприятие, этих обоих возьму пока на белую зарплату. Я найду товар, который мне могут поставлять с такими условиями, чтобы я, продавая нужное количество в день, имел хоть какую-то сверху прибыль через несколько месяцев.
У меня обязательно за спиной должна быть финансовая подушка хоть какая-то, потому что несколько месяцев я буду работать в убыток. Потому что мне нужно будет платить зарплату этому человеку и этому. Потому я немножко расширюсь, возьму еще телефонного оператора, заказы буду не сам принимать, а потом у меня появится какой-то перевалочный склад небольшой в удобном месте рядом с офисом. Дальше я буду так постепенно расширяться.
— Много ли сейчас на российском рынке мелких интернет-магазинчиков? Либо погоду делает представитель крупных классических сетей? Из чего сейчас рынок состоит?
— Сейчас можно уверено сказать, что доля маленьких интернет-магазинов меньше половины. Несколько лет назад она была сильно больше половины. То есть есть устойчивая тенденция к тому, что крупные игроки отъедают себе рынок все больше и больше. Они растут существенно быстрее рынка.
— Как отличить покупателю, который не часто имеет дело с интернетом, хороший интернет-магазин от подворотни?
— На сайте интернет-магазина, во-первых, найти его реквизиты. Там должно быть написано: мы юрлицо такое-то, мы физически находимся там-то. Дальше нужно прочитать про него отзывы в сети, отзывы в некоторой части будут ругательные. Важно не наличие или отсутствие ругательных отзывов, а то, как с ними взаимодействует этот магазин, есть ли история взаимодействия.
Если отзывы только ругательные и с ними ничего не происходит, то, значит, кто-то обжегся. А если есть взаимодействие, если появляется менеджер магазина, который говорит "да, была проблема, сейчас мы вам поможем", можно почитать отзывы на всяких агрегаторах — на Яндекс. Маркете, на Викимарте, про аваибилетеров можно прочитать на их агрегаторах, на Авиасейлс, на рейтинги смотреть всякие.
Но наиболее надежно покупать у гигантских продавцов — у "М-Видео", у "Связного", у "Озона", у "Юлмарта". Но есть хорошие законопослушные и честные магазины и меньше размером. Просто нужно внимательно на него посмотреть.
- Насколько сейчас законодательно регулируется интернет-торговля в России?
— С торговлей классический случай — строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения. Поясню, что я имею в виду. Если брать дистанционную торговлю, то она по отношению к обычной торговле чудовищно дискриминирована законом. Гораздо более жесткие правила. Но за ней менее внимательно следят, чем за обычной торговлей, потому что сложно взять за мягкое место.
В обычный магазин пришел, у тебя сразу санэпидемстанции, пожарные и милиции, чьи требования у всех троих друг другу противоречат, выполнить одновременно не можешь — дальше как-то ты решаешь вопросы.
А интернет-магазин можно так взять, но сложно. Есть классический пример, когда приходят и говорят: "почему у тебя вот тут склад, и тут на вас пришла оперативная информация, что у вас некоторый товар контрабандный, поэтому давайте на весь ваш склад предъявляйте официальные бумаги". И две недели мы с вами этим позанимаемся. Интернет-магазин, который две недели не работает, скорее всего, вылетит в трубу. Мы ведем работу в проекте как раз над тем, чтобы у нас для всей торговли был одинаковый закон.
Подготовила к публикации Мария Сныткова
Беседовала