Размер ключевой ставки ЦБ РФ является яблоком раздора в экспертном сообществе. Одни стоят на том, что ставку надо снижать, другие же утверждают, что нынешний размер ставки оптимален. В эфире Pravda.Ru стороны этого спора представлены депутатом Госдумы Евгением Федоровым и главой аналитического департамента компании "Альпари" Александром Разуваевым.
— Итак, может ли ключевая ставка выступить в роли экономического оружия в руках стран с резервными валютами?
Евгений Федоров: Конечно! Они же живут за счет других. Это колониальная политика XXI века. Но без мер политического влияния это оружие может дать "осечку". Посмотрим на прошедшее обрушение рубля. Центральный банк перед этим прекратил выполнять свои обязанности, связанные с поддержкой национальной валюты. Это было не финансово-экономическое, а политическое решение, продиктованное внешними консультантами. Вот и все объяснение.
Я, кстати, не сторонник валютной экспансии, считаю, что России не следует идти по пути США и "навязывать" миру свою валюту. Мы должны просто освободить свое экономическое пространство от иностранных кредитов и инвестиций.
Наш путь — это путь крепкого национального рубля. Мы обязаны двигаться в этом направлении, имея треть мировых богатств под ногами. Такого нет ни у кого: ни у Китая, ни у Германии, ни у США.
— А каково ваше мнение, Анатолий Юрьевич?
Александр Разуваев: Современный финансовый мир, нравится нам это или нет, мир валютный. И все основные валюты в нем так или иначе привязаны к доллару США. Укрепляется доллар — слабеют другие валюты, слабеет "американец" — укрепляются другие. Это процесс объективный, о нем все знают. Поэтому правительства, Центральные банки других стран не хватаются за голову, когда их валюты слабеют. Потому что это открывает возможности поддержать собственное промышленное производство, нарастить экспорт, выйти на новые рынки сбыта, решить проблемы, связанные с занятостью и так далее.
Мир устроен таким образом, и поэтому ослабление национальной валюты надо использовать с умом — для эффективной поддержки национального реального сектора. Как это сделать "по уму" — уже другой вопрос.
Теперь мое мнение: я тоже считаю, что России нужен сильный рубль. За счет этого будет снижаться инфляция, расти (в долларовом выражении) уровень жизни в России. Мы станем более привлекательными для наших евразийских партнеров: те же белорусы, украинцы, узбеки едут работать именно в Россию.
— И, говоря о ключевой ставке ЦБ РФ, вы утверждаете, что снижать ее надо очень аккуратно.
- Совершенно верно. Чем выше ставка, тем сильнее рубль. Ставка определяет доходность рублевых финансовых инструментов. Если мы хотим создать хоть какой-нибудь рынок капиталов, для этого нам нужен сильный рубль. Ну и "открывающаяся" Азия. Это ведь не только Китай, это вся Юго-Восточная Азия, для выхода на рынки которой, если рассчитываем торговать в национальных валютах, нам нужен сильный и стабильный рубль.
Чем быстрее мы "завяжемся" с ней экспортными потоками, тем лучше, потому что нынешняя Европа, во-первых, слишком политизирована, в во-вторых, она вряд ли будет активно расти в ближайшие десятилетия в отличие от азиатских рынков. Для работы в Азии, повторяю, России нужны сильный рубль и высокая капитализация компаний. Ставка ЦБ для этого должна быть сопоставима с инфляцией, или выше.
Те, кто требуют от ЦБ резко понизить ставку, не собираются повышать рентабельность собственных активов и капитала. Высокая ставка — это основа экономической модернизации. Склонится ли к этой позиции в итоге Путин? Поживем — увидим.
Хотим мы или не хотим, мир меняется и через 30 лет станет другим. Когда-то российский рубль был обеспечен золотом и был очень устойчивым. Сегодня в мире аналогом золота выступает доллар, и это реалии сегодняшнего дня.
Е.Ф.: Сильная Россия с высокой ставкой невозможна. Все страны мира делятся на две группы: с высокой и низкой ставкой. Третьей нет. Исторически это деление на колонии и метрополии, ему тысяча лет. Только сейчас эти страны называются развитыми и неразвитыми. Точнее, недоразвитыми, в том смысле, что не имеют тех институтов, которые есть в развитых странах. И главный из этих институтов именно ставка, понимаете?
Александр Юрьевич предлагает нам путь в 1991 год — это путь колонии. В нем есть своя логика, не спорю. Но я считаю, что Россия не достойна его в силу имеющихся у нее потенциала народа и богатств. Имея самую большую территорию, треть мировых богатств, быть колонией недостойно.
Россия обязана перейти в разряд развитых стран, имеющих специальные инструменты, главный из которых — процентная ставка. То есть, обрести реальный суверенитет. Имея в экономике не четверть собственной валюты, а 100 процентов или близко к этому, вы получаете суверенитет над собственным экономическим пространством, оно начинает работать в ваших интересах.
Вы когда-нибудь думали, что означает ставка 11 процентов Центрального банка для конкретного предприятия? Предположим, вы — фермер. Вы взяли в коммерческом банке кредит, вам его субсидировали, все по закону, вы должны коммерческому банку те же 11 процентов.
Кстати, за счет кого кредит субсидировали? За счет бюджета. Образно говоря, "срезали" эти деньги с бюджетников и пенсионеров? Вы отдали банку кредит, он перечислил положенные 11 процентов в ЦБ.
А что сделал ЦБ? Взял и купил на них доллары, то есть перечислил эти деньги в бюджет США, потому что ФРС кредитует США в объемах финансирования эмиссии доллара. Интересная получается история: ФРС напечатал пустые бумажки, и вы их купили. В итоге фермер из Тамбовской области взял и профинансировал американских пенсионеров. Это такое укрепление России?
— Неужели вот просто: нужно только проявить политическую волю, понизить процентную ставку, и наступит рай на российской земле?
Е.Ф.: Не просто. Нужна реорганизация министерств, нужны новые люди во власти с другим мышлением. Но, в принципе, это типовая, европейская, политика, ничего нового изобретать не придется. Стоит ли эта игра свеч? Конечно, стоит, хотя будет сильнейшее политическое давление. Но его надо пережить: представьте себе, вы перестали еженедельно отдавать деньги рэкетиру, которому платили последние 25 лет. Только в первый год выгода от политики количественного смягчения составит для нашего бюджета 9 триллионов рублей.
Еще раз, надо брать на вооружение европейские инструменты, весь пакет. Пакет этот называется политикой количественного смягчения. И тогда заработает мотор национальной экономики. Банкиры, инвесторы, бизнес-- все побегут в банки брать кредиты и строить заводы. Ровно на завтрашний день. Соответственно, под эти заводы они начнут повышать зарплаты, чтобы людей заманить — на стройку, а потом на работу.
Наш рынок — это 50 процентов импорта, то есть, развивайся — не хочу, удваивай экономику — не проблема. К санкциям присоединились всего 10 процентов стран. Пожалуйста, оставшиеся 90 процентов стран готовы поставить оборудование, комплектующие, да и сами американцы за деньги поставят.
Проблема здесь только одна — это проблема власти. Проблема власти — это проблема суверенитета, а проблема суверенитета — отмена акта о капитуляции 1991 года. Все! Простая технология решения политической проблемы. Имея за собой треть мировых богатств, рубль будет самой котируемой валютой в мире — просто мы его выдавать не будем кому не попадя, не стоит идти американским путем.
И сразу у России появится политическая мощь. Думаете, почему Советский Союз пользовался таким авторитетом? Потому что за ним была экономическая и политическая мощь, настоящий суверенитет. Утратив суверенитет в 1991 году, мы вместе с ним утратили право на хорошую жизнь. Его нужно возвращать
— Александр Юрьевич, как я понимаю, что вам хочется прокомментировать сказанное …
- Конечно, и наше правительство, и его экономический блок и руководство ЦБ, мягко говоря, не идеальны. Хотя, в общем, нельзя сказать, что у нас уж совсем все плохо. Россия пережила "санкционный" кризис. Экономическая политика государства может быть, конечно, разной, но она может оказаться и такой, что ввергнет страну в хаос и действительно ее угробит.
Но я все-таки склоняюсь к мысли, что у власти в России стоят люди рациональные, в чем-то разбирающиеся. И благодаря этому рационализму они не допустят того, о чем говорил мой коллега.
Е.Ф.: Начинаются увольнения, идет катастрофическое замораживание экономики, снижение пенсий, зарплат. Это приведет к витку недовольства, которое позволит Владимиру Путину реализовать ту программу, которую он до этого постоянно декларируя, не мог реализовать. Метод низких ставок очевиден! На этом живет 40 стран! Идите и критикуйте Англию за низкие ставки или Швейцарию. Не за что критиковать — это работает. Работает везде!
Читайте также:
Ключевая ставка - кнут или пряник Центробанка?
Кризис в России уперся в дорогие деньги
Центробанк даст приказ: малый бизнес поддержать
Почему Запад привык жить в долг
Подготовил к публикации Сергей Шаров
Беседовала