В США отмечают, что российская экономика восстанавливается. Причем не вопреки, а именно благодаря санкциям и слабому рублю. По замечанию экспертов, российские компании переходят на отечественный продукт, а значит, импортозамещение действительно идет. Pravda.Ru узнала у предпринимателей, стали ли они отдавать предпочтение отечественным товарам.
Если судить по иностранной прессе, то США, Евросоюз, Япония и Канада бьют тревогу — Россия действительно может отказаться от их продукции. Пусть не полностью и не навсегда, но, по мнению наших западных партнеров, это угрожает принципам ВТО и, несомненно, снижает доходы иностранных производителей. Но, как пишет The Financial Times, главные потери США и ЕС при российском импортозамещении политические: если Россия снизит зависимость от импорта, то любые санкции против нее окажутся бесполезны.
Любопытно, что США и Евросоюз выразили обеспокоенность российской политикой импортозамещения на заседании комитета по торговым аспектам инвестиционных мер Всемирной торговой организации (ТРИМС ВТО). То есть с нас требуют, по сути, безропотно подчиниться санкциям и горько плакать в тряпочку — потому что это, по мнению Запада, было бы справедливым. А если мы будем продолжать развивать свое пресловутое импортозамещение, то это несправедливо и, по мнению того же Запада, противоречит принципам свободной торговли!
Вспоминаются споры экономистов и политиков несколько лет назад, когда Россия вступить в ВТО только готовилась. Сколько было сломано копий! В конце концов, в ВТО мы в 2012 году все-таки вступили. И вот к чему пришли. Впрочем, публикаций в западной прессе пугаться не следует. Москва все равно считает, что никакие правила ВТО не нарушает. Российский МИД в специальном пресс-релизе еще раз отметил, что Россия как член ВТО строго выполняет свои обязательства.
С момента начала конфронтации России и Запада и запуска в стране импортозамещения прошел год. Pravda.Ru опросила экспертов различных отраслей экономики о том, как изменились приоритеты российских предприятий за это время. Стали ли компании закупать отечественные материалы и продукты в связи с удорожанием импортных товаров и санкциями? И какие материалы они стали закупать у российских поставщиков? Действительно ли импортозамещение в России идет полным ходом?
"Да, такой процесс идет, и надо сказать, что реализацией проектов импортозамещения мы занимаемся не только в последнее время, а уже достаточно давно, в целях оптимизации структуры наших поставщиков и снижения стоимости техники, - рассказал в интервью Правде.Ру заместитель директора по работе с органами госвласти ЗАО "Санкт-Петербургский тракторный завод" Андрей Ефимов. — Вообще, если говорить об импортозамещении в целом, то применительно конкретно к нашему предприятию, мы реализуем несколько соответствующих проектов по двум главным группам.
Первое, это касательно полнокомплектой техники нашего производства, а это сельскохозяйственный и строительно-дорожный тракторы "Кировец". То есть, выпуская эту технику, мы выпускаем фактически импортозамещающую продукцию, то есть реализуем проект импортозамещения в виде финальной, конечной продукции".
По словам эксперта, то, что касается импортозамещения в плане производства узлов и компонентов, как альтернатива компонентной базе для машиностроения иностранного производства, то такие планы тоже в скором времени уже будут реализовываться. Если говорить об обеспечении завода узлами-компонентами иностранного производства и их замены на отечественные узлы-компоненты, сырье и материалы, то это тоже для предприятия актуально, но, к сожалению, отечественная промышленность зачастую не может предложить в полной мере альтернативу — либо по причине низкого качества таких узлов или сырья, либо ввиду их отсутствия на рынке, то есть там нет отечественных производителей.
"Поэтому мы вынуждены, к сожалению, по-прежнему применять узлы-компоненты иностранных производителей, в первую очередь, европейских, — говорит Андрей Ефимов. - Но, так или иначе, нами уже давно рассматривается возможность перехода, например, на поставщиков из стран Юго-Восточной Азии. Такая работа нами тоже ведется. Отвечая на вопрос по поводу положительного влияния фактора введенных санкций и девальвации рубля, вне всяких сомнений, это самым положительным образом отразилось на нашем производстве, на объемах выпускаемой техники и вообще на перспективах российского машиностроения".
Эксперт был весьма осторожен в некоторых определениях. Так, Андрей Ефимов не стал говорить, что импортозамещение идет у нас полным ходом так, как хотелось бы. В числе причин он назвал укрепление рубля, и это несколько нивелирует тот потенциальный хороший эффект, который ожидали от рынка. Но, так или иначе, импортозамещение в самых разных видах и понятиях этого термина — это устойчивый долгосрочный тренд. И для того, чтобы добиться реальных успехов в импортозамещении, необходимо поддержание, по крайней мере, внешних конкурентных условий для стабильного темпа реализации таких проектов.
"В первую очередь, это связано с достаточно дешевым рублем. Надо, чтобы рубль был дешевым, для того, чтобы у нас была экономическая целесообразность реализации проектов импортозамещения. Потому что если рубль будет укрепляться так, как он укрепляется в последнее время, тогда теряется сам смысл проведения проектов импортозамещения, и ничего хорошего из этого не получится…", — добавил Андрей Ефимов.
"Процедура импортозамещения идет, у нас минпромторг и минобороны перечни составили, и мы это успешно реализуем, — рассказал в беседе с корреспондентом Правды.ру заместитель генерального директора ОАО "Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина", ответственный за проведение вопросов импортозамещения транспортной авиации Виктор Локтев. — Мы стали закупать у российских поставщиков те материалы, которые идут на строительство самолетов. У нас составлен перечень, которого мы придерживаемся по всем аспектам. Определены разработчики и те, кто их замещает, и планово мы потихонечку переходим на эти вещи. В принципе, уходим на все наше новое русское".
"В первую очередь (безусловно, по возможности), на российских стройках большая часть строительных материалов и так была отечественного производства, — считает заместитель директора ЗАО "Олимпик Сити" Дмитрий Рябов. — Безусловно, импортозамещение идет. И реально в этом процессе помогает сегодня государственная машина".
Немного истории вопроса. Вообще-то масштабная программа импортозамещения началась после того, как западные санкции обнаружили зависимость целого ряда важных отраслей российской экономики от импорта. И президент РФ Владимир Путин уже заявил, что санкции помогли очистить российский рынок, который был занят после вступления России в ВТО в 2012 году. Интересно, что Запад сам подтолкнул Россию в этом направлении! И касается это очень многих сфер, может быть, даже большинства…
Запретили наши западные партнеры поставки нефтегазового оборудования — понадобилось делать свое. Ответные санкции по продуктам питания — это еще один шаг по поддержке отечественного агропроизводства. Начали капризничать Visa и MasterCard — мы начали делать собственную национальную расчетную систему. Такая картина уже стала привычной…
Никто, между прочим, и не спорит, что зависимость от импорта в ряде отраслей российской промышленности критичная. Но это лишь лишний повод обратить внимание на развитие собственного станкостроения, тяжелого машиностроения, нефтегазового и энергетического оборудования, медицинской и легкой промышленности…
В заключение отмечу, что с 2012 года, когда РФ вступила в ВТО, на Россию было подано семь исков. Россия, в свою очередь, подала только иск против ЕС по поводу Третьего энергопакета. Можно ожидать, что теперь западные страны начнут заваливать Россию судебными исками. Однако это не так страшно, потому что, пока будут идти разбирательства, у России будет время, чтобы создать необходимые производства на замену импорту. Ведь суд в ВТО — многоэтапный процесс, который длится до пяти лет.
Кроме того, Россия сможет, наконец-то, сама обратиться в ВТО с иском по поводу введения против нее санкций в 2014 году. И почему-то кажется, что после того, как западные страны сами начнут атаковать Россию через ВТО (а они начнут, не сомневайтесь!), то нас уже ничего не сдержит дать некую "ответку"…
Читайте также:
Зачем промышленность, если есть нефть и газ?
Система ПТУ мешает импортозамещению