В минувший вторник, 19 мая, Верховная рада Украины приняла закон, разрешающий правительству приостанавливать выплаты по внешнему долгу. При этом, надо заметить, не обошлось без "реверансов", вроде того, что речь идет о долгах лишь "реструктурируемых" и не гарантированных напрямую государством. Однако подобные оговорки никого не могут обмануть.
Ведь "реструктуризация" долга — будь то отсрочка, снижение процентов или даже полное прощение взятой в кредит суммы - возможна лишь при взаимном согласии кредитора и должника. Если же должник принимает соответствующее решение в одностороннем порядке, в духе "Кому должен — всем прощаю!", такие действия называются по-другому. А именно, "дефолтом", или на "староязе" — банкротством, которое отличается от респектабельной "реструктуризации" приблизительно так же, как изнасилование от интимной близости по согласию.
Собственно, особой разницы в том, объявит ли Киев официальный дефолт, или пока подождет, нет. Главное — власти "великой европейской державы" сообщили о своей готовности к таким фатальным действиям. Что уже само по себе приведет к катастрофическому падению инвестиционной привлекательности Украины в глазах мировых кредиторов.
Ведь если даже находящиеся на коротком поводке у Вашингтона всякие "мудисы", "пурсы" и прочие якобы авторитетные рейтинговые агентства и не присвоят Незалежной позорное звание "состояние дефолта", у людей, умеющих считать деньги, есть и собственное понимание реальности. Ведь если кто-то, собирающийся занять в долг, уже заранее сообщает, что готов эти средства обратно не отдавать, то какое доверие будет к таким должникам?!
Впрочем, не стоит все списывать исключительно на вдруг возникшую из ниоткуда непонятную решимость хунты. Роль последней — разве что в доведении "до ручки" отечественной экономики и финансовой системы во имя осуществления американского сценария "Украина — против России". А так, в серьезных вопросах американцы к своим холуям относятся в духе известного анекдота о космическом полете с экспериментальными животными и их смотрителем: "Что ты якаешь?! Иди собак покорми — и не вздумай ничего тут нажимать!"
Реально "большой" экономической политикой на Украине занимается экс-сотрудница госдепа, делегированная США в укро-министры финансов, Наталья Яресько. Она-то и ведет сложные переговоры с МВФ и кредиторами Киева. Найти точки соприкосновения пока не удается.
Ведь международные банкиры не собираются давать обещанный кредит в 17 миллиардов долларов, пока украинцам хотя бы не отсрочат текущие выплаты в 23 миллиарда. А кредиторы, в свою очередь, отказываются просто так идти на уступки "великой европейской державе". Отчего та, по собственному признанию г-жи Яресько, рискует стать "несостоявшимся государством".
Впрочем, с этим "может стать" ситуация такая же, как и с уже описанным "может не платить". То есть, даже предположение подобных горе-возможностей уже само по себе означает их фактическую реализацию.
Нет, держатели долгов Украины не какие-то звери. Они готовы войти в положение "свободолюбивой" (и радикально русофобской) "молодой демократии". Но не просто так, а с условием их допуска к "льготной приватизации", в ходе которой им за копейки должны уступить последние оставшиеся в госсобственности активы — морские порты, пароходства, перспективные предприятия, землю, возможно, еще и газовую "трубу". А на такое украинская хунта "пойтить не может". Во-первых, после такой приватизации самим красть будет уже нечего. Во-вторых, в тех же США, кроме вышеупомянутых инвестиционных фондов, есть и другие группы влияния, которые также не против поучаствовать в дележе "украинского пирога".
Похоже, именно с подачи указанных "альтернативных групп влияния", явно вхожих в "коридоры власти" США, на днях и прозвучали два довольно жестких заявления, из уст бывшего и действующего министров финансов "цитадели демократии" — Ларри Саммерс и Джейкоба Лью. Первый в авторитетной британской Financial Times написал в своей колонке: "Если необходимо, Украина должна быть готова объявить дефолт и не выполнять свои обязательства, а международное сообщество должно четко заявить, что оно будет продолжать помогать Киеву".
Второй, выступая на экономической конференции в Вашингтоне, заявил, что США ждут от других такой же "жертвы", которую принесли американские власти, одобрив вторую кредитную гарантию Украине на сумму один миллиард долларов. "Думаю, в данной ситуации, чтобы все это сработало, потребуется сочетание готовности идти на жертвы и просвещенного эгоизма", — сказал Лью. Дословно, термин, который он употребил, означает "собственный интерес".
Что ж, после такой "отмашки" с самого верха, решительность Киева по готовности объявить себя банкротом становится вполне понятной. Остаются, правда, вопросы — действительно ли дядюшка Сэм решил окончательно "обанкротить" своих холуев в Незалежной?
На этот счет могут быть разные варианты. При более оптимистичном (для Киева и Вашингтона) клуб кредиторов должен дрогнуть и уступить в своих прежних "хотелках" (да и "нехотелках" тоже), простив хунте значительную часть ее задолженности. Дескать, лучше так, чем потерять все.
С другой стороны, и дефолт, ставший реальностью, тоже ровно ничем американцам не угрожает. Даже тем, кто имел глупость дать денег "великой державе" взаймы. Ведь последней все равно придется искать хоть какие-то крохи для пополнения бюджета, для чего распродавать за копейки госимущество и земельные угодья. А ловить рыбку в мутной воде полноценной экономической катастрофы завсегда удобнее, чем при относительной стабильности. Скажем, на аргентинском дефолте Запад в целом и "лучший друг всех свободолюбивых демократов" Сорос наварили очень немалые барыши, сначала купив резко подешевевшие активы, а затем их продав с серьезной выгодой, после стабилизации местной экономики.
Естественно, и рядовым украинцам, и отечественному бизнесу, как мелкому, так и крупному, при таком раскладе не позавидуешь. Когда доллар начнет стоить несколько сотен гривен, средняя зарплата опустится до уровня начала 90-х годов, а активы станут "прихватизировать" за гроши, причем не местные, а зарубежные "нужные люди", мало никому не покажется.
Но судьба и этих слоев населения, и Украины в целом давно уже Запад не интересует. Как недавно метко, но точно выразился один из видных украинских политиков, закарпатский олигарх Балога, "наша страна уже перестала быть субъектом международной политики, превратившись в ее объект, судьбы которого решают другие государства". Ну, а решение Верховной рады Украины о готовности объявить дефолт, санкционированное Вашингтоном, — всего лишь один из последних "гвоздей в крышку гроба" так и не состоявшейся украинской недогосударственности.
Читайте также:
Что ждет Незалежную через пять лет