Из-за санкций итальянская экономика понесла убытки в 5 миллиардов евро, около 300 тысяч человек потеряли заработок. Итальянские бизнесмены полны решимости расширять присутствие на рынке России. О каких проектах идет речь? И как оценивают итальянцы деловой климат РФ? Об этом в эфире Pravda.Ru рассказал президент Confindustria Russia Эрнесто Ферленги.
- Г-н Ферленги, Италия - один из лидеров ЕС по товарообороту с Россией. Какие основные направления нашего сотрудничества?
- Наш товарооборот всегда был на очень высоком уровне, товарообмен с Россией для Италии - один из самых высоких со странами мира. Экспорт из Италии в Россию - 9 млрд евро. Экспорт из России в Италию - на уровне 20 млрд евро. Хотя в 2014 году было снижение товарооборота как минимум на 17 процентов.
- Что в основном Россия поставляет в Италию, а Италия - в Россию?
- Россия в основном поставляет в Италию нефть и газ. Есть достаточно существенные и интересные стратегические инвестиции в Италию. Италия экспортирует в Россию очень много оборудования. Практически 50 процентов экспорта - это оборудование для строительства, производства макарон и всякого другого разного оборудования. Есть, конечно, и продукты питания. На сельском хозяйстве особенно сильно отразились негативные последствия санкций-контрсанкций.
- Есть ли примеры успешной работы совместных предприятий или открытия филиалов итальянских компаний в России?
- В России работают на постоянной основе почти 500 наших компаний. В основном их производства давно существуют и успешно работают на этом рынке или напрямую имеют отношение к коммерческому экспорту какого-то изделия. В основном итальянцы имеют несущественные инвестиции в вашей стране, к большему сожалению. Но у нас достаточно высокий товарооборот. Но на наш взгляд, модель простого экспорта становится устаревшей. У нас как раз есть предложение, как ее улучшить для того, чтобы наш совместный бизнес оставался на самом высоком уровне.
- Какие предложения?
- Мы считаем, что должен быть современный интегрированный бизнес. Огромное количество наших компаний хотят присутствовать на российском рынке. Они понимают, что теперь импортозамещение - это реальные возможности, а не угроза.
Это и для нас, и для России. Необходимо начинать поддерживать средних, малых предпринимателей, которые открывают здесь свой бизнес. Условия для этого прекрасные - талантливые инженеры, совместный капитал, огромнейший потенциальный рынок, кстати, не только российский. Открываются одновременно и новые рынки для нас. Это, прежде всего, Казахстан, Белоруссия, Россия. Все эти рынки можно захватить совместными усилиями. Главное, надо быстро действовать, потому что существует большая конкуренция.
Нашими прямыми конкурентами стали теперь, прежде всего, китайцы, у которых есть широкий доступ к огромному финансированию. Они хотят захватить российские рынки и начать делать то, что традиционно делали мы. Confindustria Russia доносит свою позицию, озабоченность до итальянского правительства, говорит, что эти санкции не позволяют нам развивать отношения, мы потеряем часть рынка, который мы сохраняли в течение более полувека. Даже в самые трудные времена, при Советском Союзе, когда была холодная война, мы продолжали работать.
В 1956 году была первая поставка газа из России в Европу - в Италию. И уже 60 лет каждая домохозяйка в Италии зажигает газ и понимает, что этот газ идет из Сибири, из Ямало-Ненецкого автономного округа. Этот совместный проект - газопровод - история объединения. Нельзя сейчас прекращать наши отношения из-за чьих-то политических амбиций. Нам, напротив, надо сотрудничать и развивать отношения еще больше. Это в наших общих интересах.
- Ассоциация итальянских предпринимателей и вы лично осудили введение санкций, делали заявления и направляли письма в ваши органы власти.
- Да. Мы подсчитали убытки прямо с июля 2014 года, когда ввели санкции. Это очень сильно ударило по нашим производителям, особенно по производителям оборудования. Кроме того, есть и косвенный ущерб. Например, туристы из России ежегодно привозили в Италию 2,5 млрд евро. Мы потеряли практически 50 процентов туристов, соответственно, и доходов.
В минусе все компании, которые занимаются логистикой. Весь ущерб от санкций сейчас трудно оценить. Сейчас многие мелкие компании банкротятся. Эти проблемы в обществе тоже обсуждаются. Простые люди и, особенно предприниматели, хотят вернуть нормальные отношения с Россией. Они всегда у нас были такими. Я думаю, что бизнес тоже в какой-то степени влиял на нашего премьер-министра. Он прилетал сюда и встречался с президентом России.
- Каковы итоги этого визита? Премьер Ренци встречался здесь и с итальянскими предпринимателями, с представителями ассоциации. О чем вы говорили?
- Во время встречи с предпринимателями премьер-министр Ренци не обсуждал конкретные вопросы о санкциях. Но по крайней мере, мы почувствовали, что наше правительство настроено на укрепление связей с Россией. Он подчеркнул, что отношения с Россией - стратегические и долгосрочные, надо продолжать диалог по дипломатическим каналам. А это очень важно для бизнеса. Ренци на встрече с Путиным подчеркнул, что наши совместные фонды продолжают работать. А этих фондов огромное количество.
Мы отметили 9 мая. Это событие объединяет не только бывших советских людей. Победа над фашизмом объединяет всех, всю Европу. Это совместная Победа. Роль Советского Союза - самая большая, потери - больше 30 миллионов человек. Это огромный вклад. Если вы приедете в Италию, огромное количество людей скажут вам спасибо за то, что Советский Союз нас спас от нацизма и фашизма.
- Что непосредственно из российской действительности мешает развитию бизнеса в России? И вашему, и российскому?
- Недостатки налоговой системы, хотя в России налогообложение не самое ужасное. Бизнесу нужно хорошее, четкое понимание долгосрочных перспектив. Я не думаю, что можно особо жаловаться на что-то. Но государству надо начинать помогать кредитовать прежде всего стартапы, новые бизнес-проекты. Когда государство начнет помогать финансово и административно, уберет процедурные препятствия, бизнес начнет развиваться самостоятельно.
Я заходил на несколько сайтов федеральных органов власти. Это похоже на Италию. Бизнес иногда жалуется, но инструментов достаточно много для того, чтобы искать выход на рынок или финансирование.
- С мая по октябрь в Милане будет проходить выставка ЭКСПО-2015. Чего вы от нее ждете?
- ЭКСПО действительно является уникальной возможностью для нашей страны. Она давно уже существует. Для нас это возможность показать всему миру, что Италия - это не только хорошие макароны, хорошая кухня, хорошая одежда. Италия умеет делать очень высокотехнологические вещи. Это очень важный сигнал, что у нас - стабильная страна. Это важно для инвестора. На выставке будет огромное количество круглых столов, всевозможных встреч, где будут общаться самые разные люди.
Там - огромное количество экспозиций, будут представлены все страны мира. 10 июня состоится День России на ЭКСПО. Мы будем рады видеть российских гостей, вашего президента Владимира Путина. Никогда простые итальянцы не чувствовали каких-то разногласий между Италией и России на двустороннем уровне и тем более между бизнесом. Всегда был очень эффективный, конструктивный диалог.
Читайте также:
Сергей Михеев: Европа увязла в лапше по уши
Европолитик: Запад обязан отменить санкции против России
Запад: В России слишком все слишком
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала