"Экономические войны длятся долго. Сейчас патовая ситуация. По-видимому, США не способны уже давить на ЕС, вводить новые санкции против России. Я не думаю, что кто-то выигрывает сейчас. Но действия США сближают Россию и КНР, что, вероятно, полезно для вас и всего мира", — заявил в эксклюзивном интервью Pravda. Ru канадский финансист Рональд Холланд.
— Г-н Холланд, больше года назад между западным миром и Россией развязалась экономическая война. Как вы считаете, нанесли ли санкции США и Евросоюза ущерб российской экономике?
— Очевидно, что экономическая война причинила ущерб российской экономике, ВНП понизился — в основном, из-за цены на нефть. Это относится к экономической войне, поэтому, да, США причинили ущерб вашей экономике. Но Россия на подъеме, фондовый рынок поднимается, рубль растет. Думаю, вы предприняли какие-то правильные решения и вам просто нужно двигаться быстрее, продолжать в том же направлении.
Россия не позволила манипулировать собой в войне на Украине, что я нахожу очень разумным. Много интересного сейчас происходит. Премьер-министр Греции, к примеру, встречался в Москве с вашими людьми. Думаю, он ищет денег и поддержки, так как они раздумывают над выходом из ЕС.
У вас есть связь с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, к которому уже присоединились 46 государств, а США остались за бортом. Помните высказывания Мадлен Олбрайт из Сербии (по-моему, она была при администрации Клинтона), она сказала, "мы пролетели, нам нужно сотрудничать с китайским банком, мы не должны были так поступать". Вот подход США. Неплохое начало. В общем, интересное время сейчас.
— Кто сейчас выигрывает в этой войне?
— Не думаю, что кто-то выигрывает сейчас. Экономические войны длятся долго. Сейчас патовая ситуация. Рубль на фондовом рынке двигается вверх. По-видимому, США не способны продолжать давить на Европу, вводить новые санкции против России. Я не думаю, что кто-то выигрывает сейчас.
Но действия США сближают Россию и Китай, что, вероятно, полезно для вас и для всего мира. Все двигаются на восток сегодня. Западные долги США, Европы… У нас было настоящее экономическое чудо на протяжении многих лет, но огромные госдолги, которые у нас есть сейчас, способствуют значительным образом развитию в Китае и на Востоке.
— Диверсификация российской экономики за счет усиления торговых и финансовых отношений с Китаем — это, на ваш взгляд, сильный ход России?
— Это правильный ход, это выигрышный ход для России. Если бы Россия была такой же сильной, как и США, вам бы не нужно было делать этого, но вы делаете. Население Китая и экономическая мощь в сочетании с российским народом, который мы наблюдали во время Второй мировой войны!
В России налоговые ставки ниже, чем в США в целом. Думаю, это хорошо для обеих стран. А у США проблема в том, что люди не хотят никакой войны — ни горячей, ни экономической. США, по сути, управляли миром после окончания Второй мировой, даже помогли России выиграть в войне, но это была изначально российская война. 90 процентов борьбы немцев — против Советского Союза, а не США и Англии.
Вы действительно могли бы помочь принести больше мира и меньше конфронтации всему миру. Сейчас у нас все еще есть проблемы на Ближнем Востоке, практически все сегодня крутится вокруг нефти. Вся пропаганда связана с этим. Именно поэтому мы свергли правительство на Украине. Мы не хотим конкурировать ни с кем, особенно это можно было наблюдать в Саудовской Аравии.
Наши действий на Украине зашли слишком далеко. Мы не придерживались соглашений, которые заключил наш бывший президент Буш после развала Советского Союза, мы начали продвигать НАТО дальше на восток, вопреки взятым бязательствам.
— Какие у вас есть идеи относительно диверсификации российской экономики? Как Россия может выиграть в этой схватке с США?
— Россия принимает много правильных решений по части экономики. Думаю, стоит подумать о свободных деньгах, я не говорю о деньгах из сомнительных источников, но деньги всегда текут к безопасности и сохранности. Именно поэтому Швейцария, страна без всяких ресурсов, стала самой богатой страной в мире.
А Россию никто не может запугать, потому что она большая, с армией, ядерным оружием. Поэтому если бы Россия приняла какие-то очевидные швейцарские правила, деньги с Запада начали бы течь в Россию. Вы можете предложить очень низкие налоги и умеренное регулирование. У вас уникальное положение. Это одна из ваших сильных сторон.
— Украинская экономика находится в преддефолтном состоянии. Эксперты оценили вероятность дефолта Украины по долгу в 30 процентов. Министр финансов РФ заявил, что Россия не планирует ни реструктурировать, ни пролонгировать долг в 3 миллиарда долларов, который Украина должна вернуть в декабре 2015 года. Очевидно, у Украины нет никаких шансов расплатиться с Москвой. Следует ли Киеву ожидать помощи со стороны — будь то МВФ или Всемирный банк, который обещал предоставить Украине до 2 миллиардов долларов США в рамках программы финансовой помощи в 2015 году?
— Да, думаю Украина может ожидать помощи от Всемирного банка, которого скоро затмит новый китайский банк. Российские 3 миллиарда долларов спасли Украину от дефолта. Проблемы Украины будут только усугубляться. Что касается людей на востоке Украины, в Новороссии, то они, видимо, не хотят, чтобы ими управляло несостоявшееся государство, а Украина — это как раз несостоявшееся государство.
Украина начала давно распадаться. Она стала экономическим полем битвы между Россией и экспансионистским Западом. Так что, думаю, что России действительно стоит призвать Украину к досрочному погашению облигаций. Это бы встряхнуло всех. Думаю, России стоит подтолкнуть Украину к дефолту. Я бы сделал это, почему нет.
У вас самое стабильное правительство, у вас самый популярный лидер в мире. Поэтому я бы пошел вперед и подтолкнул Украину к дефолту. Я бы призвал Киев к досрочному погашению облигаций.
— Кому сейчас выгоден дефолт Украины? И по каким странам или банкам придется основной удар?
— Я знаю, что у немецких банков есть какие-то счета. Сыновья Джо Байдена теперь директора украинской нефтяной компании. Есть много банков, которые вовлечены во все это. И очевидно, что дефолт Украины встряхнул бы европейский банковский сектор.
Но чем скорее проблемы и конфронтация на Украине закончатся, тем лучше будет для всех. Украинский кризис нужно ликвидировать. Было бы хорошо, если бы вопрос востока Украины был бы решен с помощью права выхода этого региона из состава Украины (так, как это получилось с Крымом). У каждого региона должно быть право выхода, если он чувствует, что правительство не представляет его интересы.
Но мое главное опасение (и это причина того, что я беседую сегодня с вами) заключается в том, что экономическая война — это предзнаменование военной интервенции и войны. Этому нужно помешать.
— Что вы думаете о будущем ЕС? Как долго он способен удерживать политическое единство на фоне серьезных экономических трудностей?
— ЕС — это все-таки хорошая идея. Посмотрите на все войны, которые были в Европе между европейскими странами. Так что некий союз Европе был необходим. Проблемы в любом союзе начинаются тогда, когда он превращается из добровольного в принудительный. Я считаю, что пока у народа нет права на выход, он не свободен. В этой ситуации оказались и восток Украины, и та же европейская Греция. Я не согласен с той партией, которая сейчас пришла к власти в Греции, но этой левой партии был дан мандат — и это показатель.
Если регион, страна хочет выйти из состава государства, союза, то ему должна быть дана эта возможность. Только угроза выхода может повлечь необходимые реформы, как это было с Квебеком здесь, в Канаде. Квебек хотел выйти из состава Канады. Но он не отделился, потому что получил много дополнительных выгод от решения остаться в Канадской конфедерации. В будущем мир не должен принуждаться к союзам. Добровольные конфедерации — вот что принесет людям пользу.
Читайте также:
Иллюзии Обамы дорого обойдутся США
К чему приведет мерение санкциями?
Подготовила к публикации Мария Сныткова
Беседовала и перевела