Где будут отдыхать россияне в предстоящий сезон летних отпусков? За рубежом, на российских курортах или на дачах? Изменились ли в кризис предпочтения российских граждан? Об этом в эфире видеоканала Pravda.Ru рассказывает проректор по научной работе Московского государственного института индустрии туризма им. Ю.А. Сенкевича Александр Бандурин.
— Александр Владимирович, уже известно, куда отправятся наши граждане отдыхать в этом году?
— Сейчас очень трудно предполагать, как изменится турпоток, какие факторы на него больше повлияют. В первую очередь, потому что в любой момент могут произойти события, которые могут закрыть для нас выезды в Европу или, наоборот, открыть это направление для нас заново.
Причем это может случиться по нескольким причинам. Очень сильно на возможность путешествий оказывает влияние курс валюты. Но я думаю, что туризм в любом случае будет развиваться, поездок будет очень много.
Многие мои знакомые, друзья хотят поехать в Сочи, потому что там создана достаточно обширная инфраструктура для туристов. Единственное, нарушен баланс между местами проживания и питания. Очень много понастроено гостиниц, жить есть где, но очень мало мест, где можно нормально покушать. Как правило, сейчас многие едут туда на лыжах покататься и какие-то интересные места посмотреть. Гостиничная инфраструктура создана, но пропускная способность транспорта намного меньше, чем количество желающих.
— Но там же есть самое главное, за чем большинство едет на курорты — море. Египет с Турцией тоже не предлагают каких-то очень необычных развлечений. В основном люди едут полежать на пляже, посмотреть рыбок красивых, отдохнуть, ребенка окунуть в теплую водичку, насладиться сладким ничегонеделанием у моря под солнцем.
— Если мы говорим о пляжном туризме, то здесь необходимо учитывать тот факт, что та же самая Турция и Египет создают условия для проживания. Например, система all inclusive, когда человек может полностью находиться в гостинице, что называется "отмокать". Он вообще никуда не выходит за пределы гостиничного комплекса. Это уже целый отдельный курорт, на территории которого созданы все условия для проведения времени. Там — аниматоры, питание, вечерние развлечения, дискотеки и так далее.
К сожалению, у нас еще такие комплексы не получили достаточно широкого распространения. Но цены на российских курортах на сегодняшний день, я думаю, немножко дешевле, чем за границей. Но более привлекательные условия все-таки в Египте и Турции.
Египет говорит, что вообще можно с рублями приезжать, они готовы принимать и рубли. Визы и визовый сбор сейчас они тоже готовы отменить. Они таким образом пытаются привлечь туристов. Египет немножко потерял свою привлекательность из-за политических событий. Сейчас даже охрана туристических мест там ослабла, повысилась опасность нахождения в Египте. В Турции практически все по-прежнему.
— Раньше еще был популярен Тунис. Почему в последнее время этот курорт перестали брать в расчет?
— Тунис — небольшая страна рядом с Ливией, где идет война. Разумеется, там тоже опасно. Ливан одно время рассматривался как великолепный курорт, в Сирии — великолепные побережья, вообще очень хорошие природные и исторические места. Но никому в голову не придет ехать отдыхать на войну, туда, откуда бежит местное население.
Зато у нас открывается, например, Вьетнам, который уже в принципе был достаточно хорош и раньше. Он раскручен как туристское направление. Единственная, но большая проблема — очень далеко лететь. Это больше подходит для туристов из Сибири и Дальнего Востока. Таиланд по-прежнему привлекателен, хотя те же самые 8-9 часов самолетом из европейской части России. Многие мои знакомые сейчас хотят поехать по территории России.
— Но у нас — дорогие авиабилеты, это очень мешает развитию внутреннего туризма. Летать за рубеж зачастую дешевле, чем по своей Родине. Многие хотят увидеть Байкал, не против провести две недели своего отпуска на самом красивом озере планеты, но не могут. Можно ли как-то снизить цены на внутренние авиарейсы?
— Я считаю, что причина очень простая. В Европе очень большое количество так называемых лоукостеров. Это компании с небольшим количеством самолетов, но они в постоянном обороте. За счет этого постоянного движения цена на перелет составляет там всего десятки евро. У нас же обычно стремятся к тому, чтобы все укрупнить. "Аэрофлот" остается таким монстром, который контролирует большое количество внутренних перевозок внутри страны. Пытались создать специальный дискаунтер "Добролет", который бы летал в Крым.
Был у них проект "Победа" и другие проекты. Но большинство даже не было запущено. Может быть, потому что "Аэрофлот" получил убытки от основной деятельности и у него нет ресурсов для того, чтобы развивать какие-то новые проекты. На самом деле не нужно, чтобы крупные компании развивали какие-то новые направления.
Должны быть другие компании, какие-то совершенно новые идеи. У нас было несколько авиакомпаний, которые предлагали принцип дискаунтеров. Например, "Авианова", но их начали выдавливать c рынка по разным причинам.
У лоукостеров принцип работы очень простой — очень маленькое время стоянки в аэропорту. Самолет прилетает и сразу же должен улететь. Потому что самолет зарабатывает, когда он в воздухе. К сожалению, у нас по стране летают в основном тарифные, крупные авиакомпании, которые могут предоставить только кратковременные уступки, только по требованию власти. Также как с электричками. — В некоторых регионах просто упразднили электрички, пока не раздался окрик из Кремля. Но ведь в таких вопросах надо не только прибыль считать, тут надо считать прежде всего социальный аспект и общую эффективность.
Ведь туризм — это не только бизнес для авиаперевозчика, а способ восстановления трудоспособности вообще населения в стране. Если человек не будет отдыхать, его можно загнать как лошадь, никакой пользы от него не будет.
Туроператоры нанимают чартеры, потому что им главное — довести людей как можно дешевле, а там они уже доход получат. Они за билет берут очень дешево, а основной доход идет от пребывания туриста. Египет снимает визовый сбор, потому что это не основной источник заработка. Им нужно, чтобы люди приезжали и тратили там деньги, а деньги на содержание пограничников и таможни они найдут.
— Государство собирается развивать Крым. Но для развития туризма нужно решить вопрос с транспортом.
— Проблема не только в транспортной доступности, но и в отсутствии туристской инфраструктуры. Там очень немного гостиниц хорошего класса и очень мало гостиниц, ориентированных именно на прием туристов. Есть очень много санаториев, но не все еще прошли перерегистрацию, поэтому не могут оказывать медицинские услуги по российскому законодательству.
Много других хозяйственных и организационных проблем. Например, большой дефицит воды. Тем не менее уже в прошлом году был очень большой турпоток в Крым. Думаю, и в этом году он будет не меньше.
Естественно, мы контактируем с представителями крымских властей и научной интеллигенцией по поводу разработки всевозможных программ по стимулированию туризма. Потенциал Крыма намного больше, чем просто пляжный туризм. Там нужно развивать исторический, культурно-познавательный, религиозный и экстремальный туризм. Далеко не все возможности курорта использованы, но для этого еще очень многое надо сделать. Многие хотят поехать в этом году в Краснодарский край и Абхазию. Хотя в Абхазии вообще нет никакой инфраструктуры.
Внутри страны есть масса интересных мест, полезных курортов, о которых немногие пока даже знают. Например, в Курганской области есть Медвежьи озера. Вода этих озер лучше по целебным свойствам, чем в Мертвом море. Гораздо меньше побочных эффектов. Но нет практически ни одного нормального места, где можно остановиться…
— Этим должна заниматься, в первую очередь, региональная власть.
— Естественно. Но есть дефицит бюджетов, а как раз туризм у нас финансируется по остаточному принципу. Нужно активней развивать государственно-частное партнерство в этом направлении. Региональные власти могут создать условия. Есть масса способов, с помощью которых сейчас можно стимулировать развитие туризма.
На Байкале тоже очень мало гостиниц и другой туристской инфраструктуры. В Сочи гостиниц понастроили, в них — достойный уровень сервиса. Но занять людей, которые туда приехали, кроме гор и моря, тоже почти нечем.
— Вернулось ли доверие к туристическим фирмам после серии банкротств? Велики ли сейчас риски?
— Пока доверие очень сдержанное. Это обусловлено не только репутацией самих турфирм, но и ситуацией на туррынке. Из тех, кто собирается ехать за границу, многие не доверяют это фирмам, а едут самостоятельно. Количество желающих поступить на специальность "Туризм" в наш институт резко сократилось в прошлом году. Это тоже показатель доверия.
Сейчас приоритеты — гостиницы, ресторанное обслуживание, а не туризм сам по себе. Идет сокращение персонала в туристских компаниях. Но минимальный порог доверия все-таки есть. Потому что сейчас гарантии дополнительные ввели и сам турбизнес переориентируется, ищет какие-то способы выживания.
Мне кажется, что сейчас часть людей, которые занимались выездным туризмом, перейдет в сферу внутреннего туризма, будет организовывать туры по стране. Потому что этот рынок очень такой оборотистый. Некоторые через 2-3 недели куда-то в турпоездки ездят. Сегодня я поехал с одной фирмой, завтра — с другой. Если мне понравилась вот эта компания, я буду и дальше пользоваться ее услугами.
Туризм — очень перспективная отрасль, которая развивает множество смежных отраслей. Все уровни власти заинтересованы в ее развитии. Если они будут нас поддерживать, то и экономика будет развиваться, налоги будут идти в бюджет, население будет занято.
Надо просто создавать условия, чтобы сам бизнес был заинтересован, чтобы ему не мешали зарабатывать, тогда будет все нормально сделано. И наши люди смогут прекрасно отдыхать. Все возможности у нас для этого есть.
Читайте также:
Времена, когда Турция была дешевле Сочи, ушли
Мнение: "Хорошо отдохнуть на Алтае можно за тысячу долларов"
Поток туристов из России в Крым в этом году вырастет - эксперт
Сенатор: В этом году Крым в полной мере ощутит наплыв российских туристов
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
Беседовала