Несмотря на только лишь дискуссии вокруг снятия Вашингтоном экономических санкций с Ирана, экспертное сообщество уже активно обсуждает возможные планы Тегерана по экспорту энергоресурсов. Ключевой вопрос заключается не только в том, обрушатся ли цены на нефть после выхода на рынок Ирана, но и в том, какую роль сыграет Иран в разделе газового рынка.
Аналитики уже не первую неделю упражняются в прогнозах о влиянии возможного выхода иранской нефти на мировой рынок. Кто от этого пострадает в большей степени — дорогостоящие сланцевые проекты США, которые попали в собственную ловушку, нарастив нефтедобычу и тем самым превысив спрос, или же Россия, экономика которой крайне болезненно отреагировала на уже случившееся падение цен?
Согласно некоторым оценкам, уже сегодня переизбыток нефти на рынке составляет 1,5-2 миллиона баррелей в сутки. При этом некоторые специалисты полагают, что Иран способен в течение всего двух месяцев поставить на рынок еще около 1 миллиона баррелей. Таким образом, страны-экспортеры буквально зальют нефтью рынок, который в таком количестве "черного золота" не нуждается уже сейчас.
Изменить ситуацию может только реализация планов иранских властей о договоренностях с ОПЕК по снижению добычи странами-членами организации. Что, к слову говоря, в ОПЕК делать не собирались и не собираются до тех пор, пока остальные игроки нефтяного рынка, такие как Россия и США, к примеру, не согласятся сократить добычу…
Что касается России, то главным источником прибыли для нашей экономики является все же не нефть, а газ. И если Иран начнет экспорт газа, то для РФ и "газового гиганта" это может стать более серьезным ударом. Как писала на днях Правда.Ру, министр иностранных дел Ирана Мохаммад-Джавад Зариф в ходе делового визита в Казахстан говорил о планах Тегерана по поставкам топлива в различные регионы мира, в том числе и в Европу. Как заявил журналистам Зариф, у Ирана по поставкам газа возможностей не меньше, чем у России, но при этом Тегеран не намерен соперничать с Москвой, а будет развивать с российскими сырьевыми компаниями партнерские отношения.
Такие заявления вполне вписываются в общую картину взаимоотношений России и Ирана, которые продолжались, несмотря на изоляцию Тегерана от всего западного (и не только) мира. Речь идет о бартерной сделке, в соответствии с которой в обмен на иранскую нефть Россия должна поставлять в Иран зерно, некоторые виды техники, стройматериалы. И напомним, что совсем недавно замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил, что бартерная сделка осуществляется уже сейчас.
В то же время некоторые эксперты полагают, что снятие санкций с Ирана позволит ему нарастить экспорт газа в Европу до 20 миллиардов кубометров в год. И в этом случае столкновение интересов с Россией неминуемо. Ситуация осложняется активным намерением президента США Барака Обамы, вопреки мнению американских республиканцев, пойти на мировую с властями Ирана. И американский лидер вполне может попытаться реализовать свои интересы, направленные против России, через Иран. А именно, лишить Россию европейского рынка газа. Может ли "Газпром" с легкой руки американцев обрести противника в лице поставщиков Ирана, Pravda.Ru узнала у экспертов.
"Сейчас есть объективные проблемы, связанные с поставкой иранского газа в Европу. Это Исламское государство. То есть территория, по которой иранский газ может пойти в Европу, сейчас находится в зоне боев. Поэтому в ближайшее время, скорее всего, этого не произойдет, — заявил политолог, специалист по Ближнему Востоку Анатолий Эль-Мюрид. — Это зависит скорее от России, чем от Ирана, то есть вопрос в том, какая у нас будет политика. Нас выдавливают сейчас из всех возможных рынков, проблема здесь в этом".
"Иран всегда ценил взвешенность российской позиции по поводу ядерного оружия. То есть по тем вопросам, которые действительно Россию беспокоили, она солидаризировалась и с остальными участниками процесса. А именно, реальное нераспространение ядерного оружия — это действительно беспокоит.
Но Россия, в отличие от западных союзников и партнеров, к Ирану относится, во-первых, с определенным доверием, во-вторых, с уважением, что тоже играет роль в российско-иранских отношениях. Поэтому основания у Ирана для того, чтобы сохранять дружественные и партнерские отношения с Россией, конечно, есть", — заметил, в свою очередь, старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский.
Но несмотря на то, что Россия очень много приложила усилий, чтобы не переводить проблему иранского атома на путь конфликта, по мнению эксперта, сложно предугадать, как пойдут переговоры при активном участии США. Не следует забывать и о роли Израиля, который выступил против урегулирования ситуации с Ираном. Что касается вопроса о снятии ограничений с Ирана, то в разговоре с Правдой.Ру Виктор Надеин-Раеевский подчеркнул, что об этом речь пойдет не ранее, чем этим летом.
Но ожидать какого-то неприятного поворота для России как поставщика газа все равно не стоит, поскольку обе стороны понимают необходимость координации действий, дабы не допустить снижения цен и других проблем.
"Более того, Иран как экспортер газа тоже находится в достаточно сложном положении. Действительно, это возможно, Иран - если не третья, то вторая страна по запасам этого природного ресурса. И что важно, Иран в отличие от других стран, очень большие деньги вложил в то, чтобы газифицировать собственную страну. В Иране газифицированы даже деревни. Мы не можем похвастаться, например, такой масштабной газификацией, — рассказал эксперт. — К чему это привело? К тому, что есть стабильное потребление газа в очень большом количестве.
И поэтому, когда выдается холодная зима, Иран вынужден мобилизовать все ресурсы на обеспечение собственного населения. Соответственно, это приводит их к сложностям в отношениях с той же Турцией, потому что он сокращает поставки газа. В таких случаях в последние годы "Газпром" постоянно выручал, увеличивая прокачку по "Голубому потоку"".
Впрочем, чем обернется история с ядерным договором с учетом того, какой переполох поднялся в американском cенате, пока остается загадкой. Клубок из спешного визита в США израильского премьера Биньямина Нетаньяху, яростного письма республиканцев к властям Ирана и неожиданного и подозрительного выступления одного из кандидатов в президенты США Хилари Клинтон в поддержку урегулирования конфликта с Ираном, распутать сегодня довольно сложно… Что касается России, то последние события красноречиво говорят о том, что страны готовы к кооперации не только в вопросе распределения газового рынка…
Читайте также:
Договор Обамы с Ираном накроется медным тазом