Кризис превратит Калугу в русский Детройт?

Источник: фотоархив Pravda. Ru

Еще вчера Калужская область считалась передовым регионом по инвестициям. Это было во многом благодаря автокластеру, вместившему производства крупнейших мировых компаний: Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Volkswagen, Volvo. Но сегодня авторынок России переживает кризис, сокращается производство, идут массовые увольнения. Ждет ли Калугу судьба Детройта?

Как кризис подкосил амбиции Калуги

До наступления 2015 года Калужская область превосходно развивалась и была образцово-показательной для остальных регионов страны. Во многом экономика региона выигрывала за счет создания автокластера — амбициозного проекта, который должен был превратить Калужскую область во второй центр автопрома в России, центр инноваций в сфере производства автомобилей и автокомпонентов.

Напомним, что автокластер в Калужской области начал активно развиваться с 2007 года. Автоград раскинулся на территории трех действующих в Калужской области индустриальных парков — "Грабцево", "Калуга-Юг", "Индустриальный парк РОСВА". Общая площадь кластера составляет 1370 гектаров. А общий объем инвестиций предприятий автокластера составил 74 075 миллионов рублей. При этом ранее предполагалось, что на 1 рубль государственных вложений к 2019 году будет привлечено до 15 рублей частных инвестиций.

Конечно, сегодня уже прогнозировать какие-то цифры по инвестициям — дело не просто неблагодарное, но невозможное. В декабре 2014 года временно остановило мощности предприятие "ПСМА Рус" (концерн Peugeot, Citroen и Mitsubishi), а оформленных по срочным контрактам работников завода попросили уйти в отпуск. В настоящее время автоконцерн продолжает работу, однако модельный ряд значительно сокращен, как и количество персонала.

В конце марта 2015 года стало известно, что в условиях падения спроса ПСМА Рус приостановит производство Citroen C4 Седан и Peugeot 408 в период с 27 апреля по 10 июля 2015 года. Как сообщили представители компании, трактоваться этот период будет как простой и соответствующим образом будет оплачен сотрудникам. Аналогичная история происходит с производством внедорожников Mitsubishi, которое возобновится 12 мая 2015 года.

Кроме того, 31 марта предприятие прекратило некоторые трудовые договоры работников в связи с истечением срока их действия. Без работы осталось порядка 100 человек.

Автокластер избавляется от лишних рук

Сегодня сокращения проходят и на других предприятиях калужского автограда. Так, компания Volvo 11 февраля уволила 30 процентов своих сотрудников и приостановила производство грузовиков.

Комментируя ситуацию, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов в середине марта заявил, что иностранные автопроизводители заинтересованы в сотрудничестве с Калужской областью и нынешние проблемы следует списать на трудный период, который можно преодолеть совместными усилиями. Очевидно, в настоящее время областные власти договариваются с зарубежными инвесторами с целью переждать трудный экономический период в России и продолжить сотрудничество.

Меж тем Правда. Ру решила выяснить, что происходит с работниками автокластеров и не ждет ли их судьба тружеников автомобильных заводов американского Детройта, которые оказались безработными жителями города-призрака.

"Понятно, что на предприятиях объемы производства сокращаются, потребность в рабочих руках сокращается. Но что здесь важно отметить: если взять такие предприятия, как Volkswagen, и такие, как Peugeot, Citroen, Mitsubishi Auto, ситуация принципиально разная. Потому что Volkswagen пытается держаться в рамках существующего законодательства. И сейчас официально, кроме Volvo, ни одно предприятие не проводит сокращения. Никто сокращений официально не проводит, потому что это достаточно сложная процедура. И потом, наложено законодательством ограничение: в случае, если они сокращают штатные единицы, потом их сложнее открыть, и там куча всевозможных обязательств", — рассказал Правде. Ру представитель Межрегионального профсоюза работников автопрома в Калуге Дмитрий Кожнев.

При этом, по словам Кожнева, компания Volkswagen, сокращая работников, идет более-менее социально ответственным путем, предлагая каждому сотруднику за увольнение по собственному желанию шесть окладов. Что касается концерна "ПСМА Рус" (совместное предприятие Peugeot-Citroen и Mitsubishi Motors), то его руководство два года назад запустило схему срочных договоров, то есть на работу на предприятия концерна перестали брать на постоянной основе. По словам представителя профсоюза, эта схема позволяет концерну в нынешнее кризисное время не проводить скандальные сокращения, а просто не продлевать договора своих работников.

"В общем-то, и в мирное время, когда не было кризиса, это очень здорово ущемляло интересы работников. Потому что работник, находясь на крючке этого срочного договора, вынужден был порой добровольно отказываться от тех прав и гарантий, которое давало ему законодательство. Например, не уходить на больничный лишний раз. Потому что ему говорили, что если ты будешь на больничный уходить, мы с тобой договор не продлим. А если ты уж заболел совсем, можешь взять, но по собственному желанию", — рассказал Дмитрий Кожнев.

Он также подчеркнул, что такие срочные договора в России незаконны и по делам незаконно уволенных сотрудников концерна уже были суды. Однако руководство концерна до сих пор продолжает использовать подобную схему. При этом представитель профсоюза работников автопрома отметил, что ситуация с увольнениями и сокращениями производств была абсолютно прогнозируемая.

"Развитие этих заводов могло осуществляться, когда было большое количество платежеспособного спроса, то есть когда у людей на руках было большое количество денег. Когда это количество денег у людей начало сокращаться, естественно, спрос на автомобили пошел вниз", — заметил Дмитрий Кожнев.

Подушка безопасности калужских властей

Действительно, как заявляют эксперты потребительского рынка, автомобильный сектор чувствительнее других сегментов торговли реагирует снижением спроса на экономический спад. Поэтому предугадать поведение мировых инвесторов в калужском автокластере было вполне реально. Так приготовило ли руководство Калужской области какую-то подушку безопасности на случай кризиса?

"Конечно, текущий спад продаж негативно повлиял на отрасль и на доходы областного бюджета. Но такие ситуации случались и раньше, а если учесть, что российский рынок по-прежнему далек от заполнения продукцией автопрома, то ждать нового всплеска продаж и производства придется не так долго. Стимулируют это на федеральном уровне, например, за счет программы льготного кредитования. Кстати, "Фольксваген" одним из первых принял в ней участие. Также продолжается процесс локализации — через неделю откроется производство топливных баков компании "Челлино", летом — завод двигателей "Фольскваген", — прокомментировал ситуацию для Правды. Ру первый заместитель губернатора Калужской области Алексей Лаптев.

Что касается потери работы тружениками автомобильных производств, по словам Алексея Лаптева, руководство области контролирует процессы высвобождения кадров автопрома и пока нельзя говорить о массовых увольнениях, речь идет только о непродлении части срочных контрактов.

"Сами предприятия предлагают сотрудникам трудоустройство на новых производственных площадках. Если условия не подходят, то расстаются по соглашению сторон, работник при этом получает компенсацию. В целом же, в области один из самых низких показателей безработицы — 0,7 процентов. В текущем году открываются новые производства, четыре из них в фармкластере. Станут доступны более 3000 вакансий. Также мы отмечаем переток рабочих на традиционные калужские предприятия, в том числе и в оборонной промышленности", — рассказал о ситуации в Калужской области Алексей Лаптев.

Очевидно, что пока власти региона борются за продолжение сотрудничества с крупными автогигантами, судьба Детройта Калуге не грозит. Но как долго будет трясти автомобильный рынок, сейчас даже сложно загадывать. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в марте 2015 года авторынок России упал на 42,5 процента. Было продано на 103 482 автомобилей меньше, чем год назад, и это снижение продаж стало крупнейшим за последние шесть лет.

Читайте также:

Эксперт: Мы должны научиться эффективно доить иностранные автозаводы

Автопром России получит от государства поддержку, но она ему навредит — эксперт

Импортозамещение: пересядем на ВАЗы?

Вопрос о качестве российского автопрома уже не стоит — мнение