Авиакомпании разворачивают борьбу за пассажиров — объявляют скидки, чаще проводят распродажи билетов, а некоторые и замораживают тарифы. Эксперты полагают, что билетные войны могут привести к дальнейшему падению рентабельности авиакомпаний и есть риск, что их переживут только те, кто найдет внешнюю финансовую поддержку. А выиграют ли пассажиры?
Девальвация рубля и санкции против России принесли авиакомпаниям в 2014 году потери в 30 миллиардов рублей — такая цифра озвучивается в прессе. Темпы роста пассажирских авиаперевозок в России постепенно снижались к концу минувшего года, причем по понятным причинам наиболее сильно упал международный сегмент. Недобор выручки исчисляется миллиардами. Какими будут итоги этого года и даже одного января-2015, прогнозировать пока бессмысленно. Хотя уже в какой-то мере понятно, что в январе внутренние авиаперевозки возросли, как минимум, потому, что россияне нынче не стремятся проводить новогодние каникулы за границей, а открывают для себя просторы родной страны.
Накануне некоторые авиакомпании объявили о зимней распродаже авиабилетов. Дело вроде бы привычное, но если в 2014 году авиакомпании начали такую акцию в марте, распространив ее и на международные рейсы, то в этом году распродажа стартовала на месяц раньше и только на внутренние рейсы! В рамках акции некоторые компании вдвое снизили цены на билеты экономкласса, а ведь весной 2014 года скидки не превышали 40 процентов.
"Мы все понимаем, что рыночные отношения определенным образом влияют на то, какая компания сможет выжить и конкурировать, а какая нет, — прокомментировал ситуацию в интервью Pravda.Ru депутат Государственной думы ФС РФ, заместитель председателя комитета по транспорту Александр Старовойтов. - Очевидно, что именно пассажир является тем мерилом, которое определяет, какой компанией летать. Если, например, у компании "Аэрофлот" окажется более новый подвижной состав, а другим компаниям будет сложнее конкурировать, значит, "Аэрофлот" будет получать преференции в этом плане.
Мы видим, что на наших заправках цена за бензин не увеличилась. Я не очень уверен, что скачок евро влияет на стоимость авиационного керосина. Также я не уверен, что у нас каким-то образом могут вырасти в цене другие аэропортовые услуги. А если они вырастают, то почему? Я понимаю, если повышается зарплата сотрудников аэропортов. У нас аэропорты не привязаны ни к доллару, ни к евро, почему стоимость услуг должна повышаться, ведь это неумолимо ведет к повышению тарифов на перевозку для наших пассажиров".
Эксперт также отметил в беседе с корреспондентом Pravda.Ru, что в Госдуме неоднократно поднимался вопрос о том, почему цены на перевозку в России выше, чем в других странах Европы: "Мы не заинтересованы терять ни одного авиационного перевозчика, который дает работу нашим гражданам РФ. Если он объяснит, почему ему нужна государственная поддержка, если у него вдруг оказался дорогой кредит, потому что он хотел приобрести новые воздушные суда, то тогда государство должно рассмотреть этот вопрос. Потому что, действительно, перевозчик платит налоги, предоставляет рабочие места, не нарушает российское законодательство, почему бы его не поддержать. Но если перевозчик играет по непонятным для РФ правилам, то тогда у меня возникает логичный вопрос, почему государство должно такого перевозчика поддерживать".
Корреспондент Pravda.Ru поинтересовался, в чем может быть спасение российской гражданской авиации в нынешних условиях?
"Я пока не вижу какого-то страха. У всех наших компаний огромный авиационный парк. Если авиакомпании брали кредиты, то здесь надо знать детали. Действительно, это проблема, если кто-то закредитован в евро. В этих условиях авиационному перевозчику может быть тяжело.
Но госпожа Набиуллина, когда недавно приходила в ГД, поднимала вопрос о том, как будут дальше жить у нас валютные ипотечные вкладчики. Она четко ответила на этот вопрос, банкам рекомендовали пересмотреть свою политику в отношении валютных ипотечных вкладчиков. Но, тем не менее, кто их заставлял брать кредиты в евро? Почему они не взяли деньги в России в рублях?" — подчеркнул в своем ответе Александр Старовойтов.
Депутат отметил также, что здесь надо рассматривать каждую авиационную компанию отдельно: как она вела свою стратегию, насколько она готова сейчас к добросовестной конкуренции на территории РФ: "Если сейчас у компании, работающей на территории России, достаточный запас прочности, она может понизить цены за перевозку, что пойдет на пользу нашим гражданам.
Может быть, авиакомпании цену понизят, но будут зарабатывать за счет увеличения объема перевозок. Я готов сам заступиться за любую авиационную компанию хотя бы потому, что она является работодателем для наших граждан. Я выступлю прямо с трибуны ГД, обращусь в адрес правительства и скажу, что такая авиационная компания нуждается в поддержке, потому что на протяжении всего этого времени она работала по правилам, которые мы считаем на территории РФ приемлемыми и логично выстроенными".
"В прошлом году мы видели некое замедление роста международных перевозок, но при этом наблюдался рост внутренних рейсов, — отметил в беседе с корреспондентом Pravda.Ru управляющий директор "А.Б.Е. Медиа" Максим Пядушкин. — Я думаю, что подобная тенденция продолжится и в этом году. Понятно, что заграничные перелеты становятся более дорогими и люди начинают путешествовать внутри страны.
Спасение российской гражданской авиации в нынешних условиях может быть в построении эффективного бизнеса. Это не только поиск внешних заимствований, это и перестройка, реструктуризация бизнеса внутри каждой авиакомпании, чтобы он стал эффективным. Понятно, что в предыдущие годы, когда рынок рос, многие авиакомпании пытались расти следом, то есть вели некую экспансивную политику расширения. Сейчас, наоборот, надо больше внимания уделять внутренней эффективности, а не борьбе за долю рынка".
Корреспондент Pravda.Ru спросил у эксперта, какой эффективный метод можно предложить авиакомпаниям для выживания в условиях падения спроса? "Есть консалтинговые компании, которые за большие деньги дают ответ на такие вопросы. Есть какие-то общепринятые тезисы: сокращение издержек, оптимизация парка, пересмотр маршрутной сети. Все авиакомпании разные, у каждой своя маршрутная сеть, разный парк, отличается идеология бизнеса. Поэтому однозначного рецепта нет", — ответил Максим Пядушкин.
Мнения экспертов очерчивают существвющий круг вопросов, которыми нужно для поддержки авиационной отрасли заниматься как правительству РФ, так и самому авиабизнесу, чтобы, простите за каламбур, не пролететь… Однако для полноты картины попробуем еще раз разобраться в причине возникшей ситуации.
Рост тарифов на авиабилеты в международных дистрибуторских системах спровоцировали в первую очередь резкие скачки курсов валют — думается, с этим утверждением вряд-то кто-то будет серьезно спорить. Конечно, участившиеся распродажи "внутренних" авиабилетов, с одной стороны, стремятся на стагнирующем рынке увеличить пассажиропоток в неприбыльном феврале, когда никто никуда особо не летает.
Но, с другой стороны, компании, выставляя низкий тариф, могут иметь и сопутствующую цель — шарахнуть по конкурентам из того же сегмента рынка авиаперевозок! Вон, UTair например, не в последнюю очередь и из-за этого столкнулся в последние месяцы с серьезными проблемами. В публикациях на эту тему фигурирует и компания "Трансаэро" — там тоже не все просто. Уже опубликована в прессе информация, что как раз эти компании обращались за помощью в правительство в связи с высокой долговой нагрузкой (в частности, из-за падения рубля перевозчикам стало сложнее обслуживать валютные лизинговые платежи — они-то долларовые).
И, как пишет "Коммерсантъ", государство согласилось-таки поддержать не самых главных лидеров отрасли предоставлением госгарантий по кредитам на кругленькие суммы. Причем брать кредиты авиаперевозчики должны будут не в долларах "за бугром", а в рублях и на Родине.
Российская Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта в специальном письме, направленном вице-премьеру правительства Аркадию Дворковичу, в качестве негативных последствий называет сокращение объемов международных перевозок, резкое увеличение стоимости лизинга на импортные и российские самолеты, рост сборов за аэропортовое и аэронавигационное обслуживание.
Ассоциация обозначила ряд мер, которые, по ее мнению, могут стать эффективными в нынешней ситуации. Среди них — компенсация процентных ставок по кредитам, возобновление механизма предоставления государственных гарантий, снижение налоговой нагрузки за счет обнуления НДС в тарифах на авиаперевозки, пересмотр порядка исчисления тарифа в Пенсионный фонд летного состава (тариф был завышен в период острой нехватки этих специалистов) и введение моратория на 2015 год по ставкам сборов субъектов естественных монополий по обслуживанию воздушных судов и пассажиров отечественных авиакомпаний.
И за отправку этого письма Аркадию Дворковичу проголосовало большинство представителей авиакомпаний — членов ассоциации, в том числе UTair, "Трансаэро", "Уральские авиалинии". Но вот против выступили наиболее устойчивые авиаперевозчики, "Аэрофлот" и "Сибирь". Они считают, что адресная поддержка отдельных игроков негативно скажется на всей отрасли, создав неравные конкурентные условия для отдельных компаний. Вот поди и разберись, что тут делать.
Накануне президент Владимир Путин прямо-таки взгрел перед "всенародными" телекамерами членов правительства, собравшихся к нему на совещание, за отмену дикого количества электричек. "Вернуть немедленно!" — сказал глава государства, к вящему удовольствию народа. И что вы думаете — почти сразу и в регионах, и в РЖД почти все нашлось, электрички начали возвращаться. Может быть, пора и тему с авиацией как-то так решить?
Читайте также:
Российские самолеты станут доступнее
Железный занавес для международных перелетов