Евросоюз может запретить поставки оборудования российским компаниям, работающим в газовой отрасли. И это несмотря на то, что страны ЕС сильно зависят от российских поставок газа. Такое решение, по прогнозам, может быть принято на саммите ЕС 12 февраля. Насколько вероятна такая мера? И нуждается ли Россия в закупках газового оборудования за рубежом?
Введенные ранее санкции фактически не коснулись этой сферы. А ведь у российских компаний собственных технологий, к примеру, крупнотоннажного сжижения газа, в общем-то, нет — большинство таких технологий действительно разработаны на Западе. Однако при более близком рассмотрении все оказывается не так страшно.
"Я думаю, что в ближней перспективе ничего страшного вообще не должно произойти от этого, если речь идет о каких-то новых поставках, — рассказал в интервью Pravda. Ru заслуженный энергетик РФ, начальник управления научно-технического прогресса Минэнерго России, один из ведущих специалистов в области использования возобновляемых источников энергии Павел Безруких. — Я думаю, что то оборудование, которое сейчас у нас уже есть, может работать еще три-четыре года, как минимум.
Поэтому надо просто заняться импортозамещением этого оборудования. И такие возможности у нас есть. Ведь раньше обходились без иностранного оборудования, и сейчас надо возвращаться к этому — практически к советским временам".
По мнению эксперта, с технической точки зрения особого страха перед санкциями на газовое оборудование нет — наоборот, это должно подтолкнуть нашу собственную промышленность. "Надо собственное производство развивать, а не стремиться где-то там закупать!" — добавил Павел Безруких.
Читайте также:
Павел Безруких: Поставки газового оборудования из ЕС нам не нужны
Нефтяной сговор. Все концы ведут в Эр-Рияд
"Наш "Газпром" более чем на 90 процентов независим от поставок импортного оборудования, — считает аналитик "Тройка Диалог" Валерий Нестеров, с которым связался корреспондент Pravda. Ru. — В основном, "Газпром" себя всем обеспечивает. Проблемой является оборудование для сверхмощных компрессорных станций — головная импортная компрессная станция стоит в Ленинградской области, с нее поставляется газ по "Северному потоку" в Германию, вот там, конечно, есть импортное оборудование.
А технология сжижения газа на импорт — это на 90 с лишним процентов поставки американского оборудования. Для самих европейцев принятие такого решения (об ограничении поставок в РФ газового оборудования - Ред.) было бы странным…
США, которые ведут острую конкурентную борьбу с Россией, собираются организовать экспорт своего СПГ, и для США понятно стремление сделать подножку своему торговому конкуренту, ослабить позиции России на мировом газовом рынке. В частности, посредством недопущения к технологиям сжижения природного газа и поставкам соответствующего оборудования.
Эти опасения уже учитываются в стратегии "Газпрома", который сейчас предусматривает создание в два раза меньшей мощности, в перспективе, для СПГ, чем первоначально предполагалось. Но это в перспективе, к 2025 году. Некоторые проекты под большим вопросом: "Сахалин-1", "Владивостокский завод СПГ"… В то же время по такому проекту, как Ямал-СПГ, в котором участвует французский партнер "Тоталь", и средства проплачены, и подписаны контракты на поставку оборудования. Так что, этот проект все равно будет реализовываться".
Европа, по мнению эксперта, снова будет действовать в прямом противоречии со своими экономическими интересами, потому что у нас объем сотрудничества по газу очень большой с европейскими компаниями. У нас напрямую добывают газ французы, немцы, англичане, многие другие западные компании. Поэтому для европейского бизнеса это будет большой удар. Более того, это в условиях, когда Россия и так поворачивается лицом к Азии…
Учитывая 30-процентную зависимость Европы от российского газа, которая сохранится в ближайшие лет 5-10, такую санкционную позицию очень многие страны Европы не поддерживают. А уж европейский бизнес не поддерживает однозначно — то есть это может быть только решение политиков, плохо понимающих, что они делают. Это ухудшит не только ситуацию в России, но и создаст предпосылки для разворачивания экономического кризиса в Европе. Усугубление этой ситуации обоюдоостро.
Читайте также:
Кто не пускает наш газ на юг Европы
Все подковерные интриги "Южного потока"
"Трудно сказать, это функция правительства, — говорит Валерий Нестеров. - Во-первых, я думаю, что Россия свои обязательства по экспортным контрактам будет строго соблюдать. Во-вторых, ответ может быть в другой области, или асимметричный. То есть, я не думаю, что Европа будет лишена газа. Но надежность энергоснабжения Европы, так или иначе, может ухудшиться.
В частности, то, что уже произошло, затрудняет возвращение западных компаний в российскую нефтегазовую отрасль в перспективе ближайших 5-10 лет. Ситуация уже поменялась в пользу их азиатских конкурентов, то есть наших новых партнеров. И идет усиление позиций российских компаний-производителей, вынужденных перестраиваться и повышать уровень самообеспеченности — в том числе, и оборудованием".
Еще во времена холодной войны были попытки препятствовать нашим экспортным проектам, но СССР удавалось успешно решать все проблемы: строились эти газопроводы, мы организовывали собственное трубное производство, которое сейчас одно из лучших в мире.
И вообще у "Газпрома" и так перепроизводство газа, так что необходимости в дополнительном производстве газа нет… Поэтому ничего страшного не будет, если даже Евросоюз запретит нам закупать на западе газовое оборудование.
Читайте также: