Центробанк поборет нанайских мальчиков?

Центробанк нацелился на борьбу с бизнесменами, которые пользуются схемами ухода от налогов. Речь идет о транзите, который позволяет бизнесу выводить желаемые суммы в офшоры и экономить на уплате налогов в России. ЦБ обязал банки запрашивать у клиентов документы, подтверждающие уплату ими налогов. Поможет ли в борьбе с утечкой капитала новый кнут?

Поможет ли новая мера Центробанка остановить утечку денег в офшоры? И не окажет ли столь усердный контроль ЦБ негативный эффект на банки или бизнес? В целом эксперты, с которыми пообщался корреспондент Pravda.Ru, оценивают меру как положительную, но с учетом некоторых оговорок.

Центробанк упустил из вида серые схемы ухода от налогов

"Да, частично эта мера поможет остановить утечку денег в офшоры. Это нужно делать, все эти меры фискального контроля немножечко помогают, — считает заведующий кафедрой управления бизнес-процессами в сфере производства и сервиса РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Дмитрий Земляков. — Но, так скажем, доля влияния этого фактора процентов пять…

Но это может иметь и негативный эффект для банков или бизнеса. Фискальный контроль и форма извлечения дохода — это как броня и снаряд, соревнование. Конечно, банки будут искать новые формы ухода от этой самой фискальной нагрузки. Но тем не менее Центробанк обязательно должен применять свои функции властного контроля. Я не думаю, что это особо ухудшит, потому что степень влияния этого контроля не такая уж большая. В принципе, в целом можно одобрить такую политику. Но такая система мер не очень сильно значимая…".

"Конечно, эта мера частично поможет стране, потому что она возлагает ответственность на банки, — рассказал в интервью Pravda.Ru главный научный сотрудник Института экономики РАН Борис Хейфец. — В целом, конечно, нужна такая мера, сейчас во всем мире происходит усиление банковского надзора и раскрытие банковской тайны. И должны быть понятны цели этой операции.

Потому что очень много средств переводится по так называемым схемам лжеимпорта. То есть осуществляются якобы авансовые платежи за импорт, а про поставки может быть записано в контракте, что они осуществляются через энное количество времени, даже иногда годы, или вообще исчезает фирма-контрагент, а деньги уже переводятся. Так что, это, конечно, действенная мера, но она не должна быть единственной. Это лишь один из путей — кстати, очень большие объемы переводов через казахстанские фирмы, нашего ближайшего соседа и партнера по Таможенному союзу…".

Хотя, по мнению эксперта, для честного бизнеса, конечно, это может как-то затруднить или увеличить время осуществления платежей, а для банков это очень большая дополнительная нагрузка. Причем непонятно, если пропустят такие платежи, какое будет наказание, лишение лицензии что ли?

"Да, издержки есть, но я думаю, что другого пути нет, Центробанк не осуществлял в свое время такого контроля, и это, в общем, имело очень большие последствия. Несмотря на кризис, увеличилась утечка капитала, а объем сомнительных операций по совсем свежему платежному балансу - всего шесть миллиардов долларов. В то время, как в 2013 году было 26 "сомнительных" миллиардов, а еще до этого 37 — туда входят все операции лжеимпорта, лжеэкспорта. Я сам даже не могу объяснить эту цифру, почему так резко упал объем сомнительных операций", - добавил Борис Хейфец.

Читайте также: 

Борис Хейфец: Центробанк должен поставить банки на место, другого пути нет

Усилия ЦБ — борьба нанайских мальчиков?

Итак, Центробанк громогласно, как и полагается, объявил о начале борьбы с гражданами, которые пользуются схемой вывода капитала за рубеж и ухода от налогов при помощи транзитных операций. Как пишут "Известия", эксперты подсчитали, что на долю таких незаконных (или на грани закона) операций приходится не менее 50 процентов.

По некоторым данным, в 2014 году показатель остался на прежнем уровне. В связи с этим регулятор и решил, что банки должны уделять повышенное внимание транзитным операциям клиентов и требовать у них подтверждающие уплату налогов документы. То есть обо всех операциях, имеющих признаки транзитных и "липовых", банки должны сообщать в Росфинмониторинг.

Считается, что на фоне кампании по отзыву лицензий банки станут как бы помогать клиентам оптимизировать налоги. Да, собственно, ни для кого никогда и не было особым секретом, что транзитная схема активно использовалась российским бизнесом как раз по большей части для уклонения от уплаты налогов.

В рамках этой схемы задействованы специально созданные компании в России и офшорных зонах и по несколько банков. Компании заключают между собой договор на поставку техники и оборудования, а потом этот договор как бы "табанится" - это, как сказал выше эксперт Pravda.Ru, наиболее распространенный и яркий пример.

Также популярны договоры на оказание консалтинговых услуг. В контракте завышается в десятки или сотни раз сумма, на которую реально поставляется товар, и доход компании выводится из-под налогообложения под видом расходов.

Чтобы скрыть мошеннический характер сделки, заинтересованные лица вовлекают в схему целые цепочки юридических лиц и банков, прогоняя через них средства. В результате подобных схем российская компания как бы оказывается по уши в убытках и не платит налог на прибыль, который по закону составляет 20 процентов.

Но вот в чем дело: банкам, которые проводят "левые" (или на грани закона) транзакции, получают от этого прибыль, и немалую! И для них вышеописанные действия нашего могучего регулятора — ария из любимой нашей народной оперы "Пчелы против меда"…

В советские времена был такой эстрадный номер — борьба нанайских мальчиков. Артист, облаченный в специальный костюм, изображал двух борцов, которые пытаются друг друга якобы одолеть. Увы, но в приложении к экономике и финансам такие упражнения почему-то смеха не вызывают…

Впрочем, нынешние усилия ЦБ по борьбе с неуплатой законных налогов могут стать все-таки более успешными, чем все прежние. Потому что правила борьбы наконец-то конкретизированы! То есть все подобные механизмы регулятор очень четко и недвусмысленно описал на сей раз детально в письме, отправленном во все более или менее имеющие значение для нашей экономики банки.

Руководство Центробанка указало на ряд конкретных признаков транзитных операций, которые должны вызвать у банков подозрения при обслуживании клиентов. И наконец-то даны разъяснения банкирам, деятельность каких именно клиентов не имеет очевидного экономического смысла и очевидной законной цели. И какие банковские операции требуют повышенного внимания со стороны кредитных организаций.

В строгом письме Центробанка, подписанном заместителем председателя Банка России Дмитрием Скобелкиным, перечислены признаки "левого" финансового транзита: например, по мнению регулятора, должны вызывать подозрения операции по зачислению средств клиента от множества других резидентов со счетов, которые открыты в российских банках, если в дальнейшем они списываются. Также подозрительным считается списание средств со счета в течение первых двух дней после зачисления.

Повышенное внимание должно уделяться транзитным операциям, осуществляемым ежедневно в течение нескольких месяцев, и клиентам, ведущим деятельность по зачислению денег на счет и списанию их со счета, которая не создает у его владельца обязательств по уплате налогов. Как пишут "Известия", под подозрение также попадают случаи уплаты налогов со счета, используемого для проведения транзитных операций, в размерах, которые не сопоставимы с масштабом деятельности владельца счета.

Регулятор также конкретно обязал банки запрашивать у клиентов документы, подтверждающие не только уплату ими налогов за последний налоговый период, но и документы и сведения, подтверждающие отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему России.

Кроме того, у российских налоговиков есть комиссии, которые активно общаются с собственниками, выясняя причины убыточности. Планируется активизировать их деятельность. Так что, может быть, это не нанайская борьба, а русская — и в конце концов серьезная… Во всяком случае, верить в это хочется.

Читайте также: 

Александр Курдюмов: закон о деофшоризации необходим именно сейчас

Александр Бречалов о деофшоризации: Пора от разговоров переходить к действиям

Денис Вороненков: Деофшоризация - это общемировая практика