Недавно Центробанк отпустил рубль в свободное плавание и повысил процентные ставки. Этот шаг ЦБ вызвал широкую дискуссию в обществе о роли главного банка в российской экономике, Конституции России и способах выхода из кризиса. Об этом и многом другом в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru рассказал депутат Государственной думы Евгений Федоров.
— Евгений Алексеевич, какие перемены повлечет за собой повышение ставки Центробанком?
— Все страны мира делятся на две большие группы. Одна группа называется развитые страны, а другая группа — развивающиеся, в смысле — недоразвитые. Раньше недоразвитых называли колониями. В экономике всех развитых стран есть одна объединяющая черта — низкие процентные ставки. Это ключевой момент. У всех недоразвитых стран, а их 90 процентов, ставки очень высокие. Они не просто высокие, а барьерные. Суть высоты ставок, в том числе в России — не пускать национальную валюту на национальный рынок. Для того чтобы Центральный банк запустил в Россию рубли, чтоб мы с вами в магазин пошли, он должен на эту сумму купить доллары. Это правило для недоразвитых стран такое.
По этому правилу у недоразвитых стран тоже есть права. Зафиксировано, например, в нашей Конституции, что взаимоотношение рубля с долларом, с основными валютами устанавливаются Центральным банком, и поддерживается рубль. В Конституции записано, что рубль должен держать ставки. Для этого ЦБ должен держать ставки. Для этого Центральному банку даны валютные резервы. 450 миллиардов долларов на сегодняшний день. Объем этот в 2,5 раза больше, чем весь наличный рубль. 700 миллиардов долларов иностранных заимствований значительно превышает объем всей рублевой денежной массы страны.
То есть у нас не рублевая страна даже де-юре. У нас страна — долларовая. Рубль у нас занимает маленькую часть, практически только сегмент расчетов с населением и таких торговых расчетов. А инвестиционный сегмент весь основан на долларе и евро. Конституция это защищает. Центральный банк таких стран должен держать ставку. Теперь ЦБ не выполнил установленной ему Конституцией обязанности, повысил процентную ставку и снизил курс.
— Он сознательно снизил?
С точки зрения Конституции, он обязан держать. Стоит постовой и никого не должен пускать. Вот ЦБ должен держать. И то, что он не выполнил конституционное требование, — он нарушил статус даже колониальной страны.
— А почему держал, держал и вдруг перестал держать?
— Вот это другой вопрос. Центральный банк нарушил Конституцию и многочисленные указания Путина абсолютно логично. Почему? Следите за юридическими руками: в законе о Центральном банке — это его устав, ни слова не сказано про российскую экономику. Он не должен ее поддерживать. Ему вообще плевать на российскую экономику по закону. В том же законе сказано, что ЦБ руководствуется международными соглашениями. Он подписывает соглашения, которые не регистрирует министерство юстиции. То есть он сам их подписывает, какие хочет. Конституция позволяет. И он руководствуется этими соглашениями. То есть у ЦБ начальство находится за рубежом.
Нет ни одного Центрального банка в других странах, где бы был запрет на поддержку национальной экономики. Единственное исключение — наш. Это специфическое условие функционирования нашего ЦБ. Дальше в законе сказано, что он даже является филиалом иностранных организаций в России. Например, он — депозитарий МВФ. Это тоже отдельно в законе прописано. В законе про российскую экономику нет ни слова, ни строчки, ни запятой. Зато подробно написано, как он должен выполнять команды из-за рубежа.
- Закон принимался в 90-е годы?
— Да. Путин его пытался корректировать в 2000-х, но у него не получилось. В результате ЦБ по Конституции работает на иностранное государство. Это государство назначает нам санкции. ЦБ обязан выполнять приказы американцев в соответствии с законом о ЦБ. Американцы поставили задачу ослабить российскую экономику совершенно официально.
Но ЦБ говорит американцам: Мы не знаем, как выполнить ваш приказ об удушении российской экономики. А они ему говорят: Мы вам пришлем консультантов. Поэтому наш ЦБ взял несколько месяцев назад в консультанты американскую фирму "Вумен", специализирующуюся на санкциях. И по совету этой фирмы он опускает рубль, поднимает процентные ставки. То есть, проводит те решения, которые позволяют Соединенным Штатам надавить на российскую экономику, и ее фактически удушить.
Дело в том, что мы все — народ, государство, ЦБ, правительство, депутаты — функционируем на основе Конституции и законов. У нас в законах прописано, что мы не имеем суверенитета. Центральный банк работает на иностранное государство — это официальное поручение Конституции. Он нарушил Конституцию, когда курс рубля опустил. Почему в отношении него направили иски в суды и в прокуратуру о привлечении к уголовной ответственности всех тех, кто злоупотребил властью. Но это отдельный разговор. Я так понимаю, что он до такой степени лег под американцев, что даже наплевал на ту запись в Конституции, которая как-то защищает колониальную экономику.
Если у вас низкие процентные ставки, как в развитых странах, свободный курс валюты работает на вас. Если у вас высокие процентные ставки, как у недоразвитых стран, свободный курс работает против вас. То есть свободный курс — это хорошо, когда у тебя свободная страна. А когда страна — колония с высокими ставками, свободный курс, наоборот, выкачивает деньги.
Почему подорожала тамбовская картошка? Очень просто. У нас иностранных заимствований — 700 миллиардов долларов. Национальных заимствований нет. Чешскому банку или болгарскому банку в Россию можно вкладывать под 3 процента годовых. А российскому банку в Россию под 3 процентов нельзя, только под 30 процентов, а после последних решений ЦБ под 95 процентов.
Потому что мы считаемся недоразвитыми. Вот приходило руководство ЦБ к нам в Думу и сказало: Мы ведем такую политику, потому что рассматриваем Россию, как недоразвитую, потому что у нас недоразвитые рынки. И начали перечислять, что у нас недоразвитое. Ну, короче, мы тут пришли к вам, к дебилам. Поскольку вы дебилы, вам деньги доверять нельзя. Вот официальный разговор ЦБ. А вот чехам можно. Они не дебилы, они развитые. Другой статус. И поэтому в Калуге немецкому банку калужский завод Фольксваген строить можно под 3 процентов, а российскому нельзя. А построить под 30 процентов нельзя — он будет убыточен.
— Все заводы у нас строились на иностранные кредиты?
— Естественно. Но это в основном наши деньги, только прокаченные через заграницу. То есть, нам свои нельзя вкладывать, можно только заграничные, американские или европейские. А американские или европейские — под определенные условия. Это и есть иностранные заимствования на 700 миллиардов. Взяли 700 миллиардов по курсу 1 к 30, вложили в российскую экономику. Теперь ЦБ по просьбе американских консультантов, я так понимаю, поднял 1 к 46. Отдавать теперь надо на 350 миллиардов больше. То есть одним маневром он вытащил из экономики страны 350 миллиардов долларов дополнительно. А тамбовская картошка, как и вся экономика, закредитована.
Чтобы вы там что-то построили, если это не ваш личный сарай, то это — кредиты разного характера. Трактора закредитованы, переработка, холодильники, логистика — все закредитовано. Следовательно, за все это отдать нужно на 50 процентов больше как минимум. Следовательно, тамбовская картошка подорожает. Это наша плата США за политику, которую они проводят в Российской Федерации. В этом плане — это прямая связь с санкциями. То есть, связь с санкциями не в том, что они сделали санкции, у нас тут что-то случилось. А в том, что они санкции реализуют через наш ЦБ.
Естественно, это все связано с курсом рубля, который Центральный банк отказался держать. То есть механизм повышения цен работает через кредитную систему. Правительство, какое б оно хорошее или плохое не было, на экономику влияет процентов на 5, максимум 10.
90 процентов влияния на экономику любой страны — это финансовая политика, которую определяют Госбанки. Правительство — это регулятор и немножко бюджет. Бюджет — это кошелек, триллион можно из бюджета дать на экономику, максимум. А финансовые потоки, на которых вращается экономическая жизнь, — как поток реки, который крутит мельницу экономику.
Изменение курса Центробанка плюс поднятие процентных ставок этот поток практически останавливает. Он сейчас их подкинул и вообще — парадокс — запретил использовать России рублевую эмиссию, рублевое кредитование для целей экономики. Просто открыто запретил. Сказал: Россия — это та страна, которая не будет это делать. Так вот это совокупно и есть повышение цен минимум 50 процентов, и, я думаю, что будет двойное повышение к середине следующего года.
Беседовала Инна Новикова
Читайте также:
В попытках спасти банки ЦБ опрокинет экономику
Под чью дудку пляшет Центробанк