Несмотря на то, что в отношениях России и Украины уже год царит разлад, украинские предприятия продолжают поставлять нам кое-что, в частности двигатели для авиатехники. При этом заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев отметил, что комплектующие, которые нам поставляла Украина, давно морально устарели...
Украинские предприятия продолжают поставлять двигатели в Россию, где их устанавливают на вертолеты военного и гражданского назначения. Об этом заявил президент ассоциации Союза авиационного двигателестроения Виктор Чуйко еще в декабре. Он объяснил, что указ Петра Порошенко касался только запрета на поставку для минобороны РФ, но другие предприятия и организации не попали в этот список. Очевидно, поставки в этом году будут на уровне прошлого года.
Вообще, конечно, помогать украинцам надо — дым Майдана когда-нибудь развеется, правительство Украины когда-нибудь протрезвеет, а народ проснется. Но все-таки интересно, почему на российских моторных заводах не собираются мощные двигатели для авиатехники? Какие моторные заводы можно было бы уже сейчас перевооружить и модернизировать под создание таких двигателей? Или есть трудности не с мощностями, а с инженерами или со сборщиками?
Оказалось, что на все эти вопросы можно ответить тоже вопросом: зачем России импортозамещение старых двигателей, которые по еще советским технологиям все еще тянут украинцы? Вкладываться хоть и в пока нужное, но все-таки старье — деньги на ветер…
"Завод "МоторСич" выпускает двигатели Д-18 для самолетов "Руслан", аналогов у России нет в принципе, — рассказал в интервью Pravda.Ru главный редактор журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов. — Несмотря на то, что новые самолеты этого типа не выпускаются, но нужны двигатели для поддержания парка уже существующих, а еще капитальный ремонт, который также осуществляется с помощью деталей комплектующих от украинцев.
Далее — двигатели семейства Д-436, которые ставятся на самолеты Д-200 и АН-148. Здесь потенциально есть аналог российского двигателя с АН-146, но все-таки он немножко другой мощности. И чтобы эти самолеты летали, нужно проводить довольно дорогостоящую процедуру лицензирования, доработок наших самолетов для этого двигателя. К тому же, АН-148 не российский самолет. В Запорожье также выпускаются двигатели для самолета АН-140, который закупается для российских вооруженных сил, аналоги потенциально есть, но серийного производства нет".
Эксперт напомнил в беседе с корреспондентом Pravda.Ru и про двигатель семейства ТВ3117, который ставится практически на все вертолеты, которые выпускаются в России: это МИ-8, МИ-17, МИ-35, МИ-28, КА- 52 и КА-32, и в этом случае есть российский аналог, в этом году на новом заводе под Петербургом планируют делать проект 150-ти двигателей. Остается, правда, за кадром вопрос, какая доля украинских комплектующих в них будет. Но этого количества не хватит для всех вертолетов. В любом случае импорт останется. Также Андрей Фролов упомянул двигатель Д-136, который используется для вертолетов МИ-26, его аналогов в России тоже нет.
"Собственно говоря, выбор небольшой получается. Новый завод под Питером, который уже практически создан, завод в Перми и в Москве. Главная проблема в том, что практически с нуля придется создавать производство, и возникает вопрос даже не столько в людях, сколько во всей необходимой документации. В чем-то правы те, кто говорит — зачем России вкладываться в восстановление производства уже довольно устаревшего двигателя для вертолетов.
Сейчас Россией разработан новый двигатель ТВ7-117, который будет использоваться для вертолета МИ-38. Он, правда, помощнее будет. Но с точки зрения экономики делать сейчас собственное производство устаревших двигателей, которое даже технически сложно освоить, не имеет смысла", — заключил Андрей Фролов.
"Развитие производства замещающих комплектующих на наших предприятиях требует времени и определенных капиталовложений, которых, мягко говоря, не так много сейчас у наших оборонных заводов, — считает старший научный сотрудник РИСИ, кандидат технических наук, член авторского коллектива Российской военной энциклопедии последнего издания Игорь Николайчук, с которым связался корреспондент Pravda.Ru. —
Поэтому проще иметь дело с тем, что поставляют по налаженным кооперативным связям предприятия с Украины. Во-вторых, конечно, какая-то доля правды, которую сказал Олег Бочкарев о том, что мы помогали братской Украине, существует. Но преувеличивать ее тоже, пожалуй, не стоит, потому что какой-то чисто альтруистический компонент в любых экономических отношениях сведен всегда к минимуму. Так было выгоднее, так было удобнее, так было, в конце концов, привычнее. Поэтому, безусловно, это стоит принимать во внимание, такой фактор существует, но я бы не сказал, чтобы он был решающим".
Украинские комплектующие поставляются на старые, еще в советские времена разработанные двигатели, узлы, агрегаты, которые также создавались еще советскими КБ в советском ВПК, говорит эксперт. Поэтому ситуация обострена до предела в политическом отношении, но она достаточно стабильна в экономическом, даже в военно-техническом отношении. И такой статус-кво будет продолжаться.
"Дело в том, что Бочкарев правильно сказал — те двигатели морально устарели. Это не хай-тек в том понимании, как мы его понимаем сейчас, это достаточно освоенные уже изделия, и есть даже какие-то традиции передачи трудовых навыков профессии — они достаточно освоены. Технологии на Украине вряд ли менялись еще с советских времен и поэтому, думаю, с этим делом проблем не будет совершенно точно. Как и не стоит проблема в том, что мы не сможем наладить эти комплектующие из-за отсутствия соответствующих кадров. Эта проблема полностью исключается", — добавил Игорь Николайчук.
Кстати, кроме завода "Мотор Сич", почетным президентом которого, между прочим, является бывший член "Партии регионов" и нынешний самовыдвиженец в Верховную раду Вячеслав Богуслаев, еще 30 украинских предприятий по всей Украине продолжают производить и поставлять в Россию товары двойного назначения. Западные санкции вообще пока никак не повлияли на выполнение гособоронзаказа этого года.
"Санкции на гособоронзаказ 2014 года просто не успели повлиять, потому что на предприятиях есть задел по комплектующим из Украины и стран НАТО, так называемый страховой запас. На его базе мы готовы работать и в 2015 году", — сказал накануне заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев, слова которого сегодня приводят многие СМИ.
Он отметил также, что с комплектующими из Украины проблем вообще-то меньше, чем с западными, несмотря на все трудности в политической сфере этой страны. В конце концов, многие там понимают, что любое прекращение любого производства, пусть хоть и советского образца, повлечет еще более глубокие трудности в экономике.
Читайте также:
Украина попала пальцем в космос
Российская "оборонка": без импорта пока никак?