Уже подзабытое со времен "лихих 90-х" слово "секвестр", видимо, настойчиво возвращается в наш лексикон. Пресса муссирует некую "утечку" из правительственных то ли кабинетов, то ли коридоров: мол, принято решение сократить госрасходы в бюджете уже на наступающий 2015 год. Даже цифры называются: госрасходы будут урезаны на десятину, но социальные расходы при этом не тронут.
Пресс-секретарь российского премьера Наталья Тимакова утверждает через прессу, что решение о сокращении расходов на десять процентов в 2015-2017 годах все-таки официально не принималось. Во всяком случае, пока. Но, по ее словам, рассматриваются разные варианты, как реагировать на мировую конъюнктуру.
Мы к этому явлению вполне уже привычны: если чиновники вдруг что-то отрицают, то, значит, так оно и есть или, вероятнее всего, все так и будет! Хотя верить чиновникам из правительства в глубине души все-таки очень хочется.
Но какие госрасходы можно в принципе урезать? И какую цену на нефть стоит закладывать в бюджет с учетом последнего заявления ОАЭ, что ОПЕК не будет снижать добычу нефти даже при 40 долларах за баррель?
"Госрасходы везде сокращаются в самом крайнем случае, ни одно государство не любит их сокращать, — рассказал в интервью Pravda.Ru доктор экономических наук, профессор КубГУ, Александр Ишханов. — И это не от хорошей жизни. Ситуация и у нас в стране, и в мире не такая радужная, как сейчас рисуют СМИ, все гораздо проблемнее. И Россия должна радоваться, что себестоимость барреля нефти у нас примерно 12 долларов, а себестоимость сланцевой нефти примерно 60 долларов. Если сейчас будет избыток предложения нефти, то нефть упадет значительно ниже шестидесяти долларов, что сделает не только нерентабельной добычу сланцевой нефти в США, но и даже невозможными дотации на это.
Поэтому это убьет добычу сланцевой нефти в США, и поэтому США на это никогда не пойдут. И, возможно, США даже сократят добычу сланцевой нефти, оставят только наиболее выгодные места. Но меньше пятидесяти пяти я вообще не представляю снижения. Поэтому, скорее всего, где-то равновесие будет достигнуто на этом уровне… Возможно, будет отскок цены нефти до семидесяти. Конечно, делать прогнозы — дело неблагодарное, но, тем не менее, я думаю, что так будет".
"В директиве МВФ по отношению к России прямо сказано, что нужно ужесточить курс по таргетированию инфляции, по сокращению госрасходов, по повышению налогов и по укреплению бюджетного правила, — поделился своим мнением с Pravda.Ru депутат Государственной думы ФС РФ, член комитета по бюджету и налогам Евгений Федоров. — Я так понимаю, что там уже все предписано, что нам делать, и дальше уже просто дело правительства прописать, какие именно расходы в бюджете по поручению МВФ необходимо сократить.
Можно пойти другим путем: снизить процентные ставки, обозначенные президентом в трех посланиях, запустить модель работы банковской системы и ЦБ, как работает система МВФ или Европейский банк, на который президент прямо ссылался как на опыт этой работы в прошлом послании, и резко нарастить национальную экономику. Перейти к инвестициям, к нулевой инфляции и к процветанию страны. Я думаю, чем дальше, тем быстрее нам надо выбирать, что делать. Нищать по указанию МВФ или богатеть по указаниям Путина. Это относится и к решениям правительства".
На вопрос корреспондента Pravda.Ru о том, какую цену на нефть стоит закладывать в бюджет с учетом нежелания членов ОПЕК снижать нефтедобычу даже при цене "черного золота" в 40 долларов за баррель, эксперт ответил, что эта цифрах — в пределах 50 долларов за баррель. Хотя, по большому счету, проблема нефти — надуманная.
Нефть действительно формирует доходы бюджета в значительной мере. Но, во-первых, эти доходы подкреплены по бюджетному правилу резервами правительства. То есть на ближайшие годы проблем нет, пока есть резервы. Во-вторых, надо просто не на нефть опираться, а на внутренние инвестиции, на промышленность, на науку. А для этого надо сделать дешевые кредиты. То есть сделать ровно противоположное тому, что делает ЦБ. И в этом случае мы не будем зависеть от доходов на нефть, добавил Евгений Федоров.
В общем, непростое, но знаковое решение о секвестре если и будет принято официально на самом высоком правительственном уровне, то, надо думать, не от хорошей жизни. Исключение из секвестра, как прогнозируют другие эксперты, составят публично-нормативные расходы и трансферты внебюджетным фондам, пишет пресса. Хотя тут прогнозировать легче легкого — эти элементы нашего финансового рынка, по понятным причинам, вообще, редко кто додумывается давить в сторону уменьшения.
Хотя, собственно, слышать о том, что минфин убеждает в необходимости сократить расходы в ближайшие три года (конкретно — на десять процентов в 2015-2017 годах), доводилось уже не раз.
В проект бюджета-2015 у нас, вообще-то, заложена цена нефти 95 долларов за баррель. В конце ноября министр финансов Антон Силуанов предложил разработать запасной вариант бюджета на 2015-2017 годы - макроэкономический прогноз к тому времени, сами понимаете, изменился по отношению к ранее заложенному в бюджете. Сейчас нефть марки Brent, на основе которой рассчитывается стоимость российской Urals, подешевела дико, до минимальных значений за последние пять лет. Российская валюта продолжает дешеветь. Падение курса рубля заставляет некоторых россиян переводить свои сбережения в доллары и евро, несмотря на успокоительные мантры некоторых придворных аналитиков.
Кстати, дополнительное давление на цену нефти оказывает и Международное энергетическое агентство (МЭА), которое накануне ухудшило прогноз мирового спроса на нефть в четвертый раз за последние пять месяцев. Вместе с нефтью дешевеют акции сырьевых компаний. Так, только за прошедшую неделю подешевели в среднем на два-три процента акции BP, Total, Shell, ExxonMobil и Chevron.
Впрочем, так во всем мире, а не только у нас. Парламент Венесуэлы в Каракасе, например, на прошлой неделе утвердил проект бюджета из расчета 60 долларов за баррель, заранее подстраховавшись.
Забеспокоились и в Иране, президент которого заявил, что снижение нефтяных цен является "заговором со стороны ряда государств против народов на Ближнем Востоке и мусульман в целом". Но, несмотря на столь громкие заявления, Иран планирует и сам нарастить добычу нефти чуть не в два раза, почти до 4,8 миллиона баррелей в сутки.
И все в мире ждут, рухнет ли сланцевая нефтедобыча в США, или все-таки выживет?
Читайте также:
"Русские, вы все равно умрете, мне вас не жаль"
Почему бы Персидскому заливу вновь не стать им
Сечину и 40 долларов за баррель хорошо. А России?