Экспорт российского зерна в этом году бьет рекорды. Похоже, что производителям выгодно продавать зерно за дорогую валюту - вместо того, чтобы реализовывать его в стране за дешевый рубль... Как может отразиться на оптовых ценах на зерно намерение минсельхоза ограничить экпорт? И не вырастет ли в цене основной продукт продовольственной корзины - хлеб?
Глава минсельхоза Николай Федоров назвал тревожной тенденцией тот факт, что Россия уже поставила 18,3 миллиона тонн зерна за рубеж. Министр заявил также, что "…минсельхоз будет рассматривать все варианты сдерживания экспорта зерна, кроме эмбарго". Во всяком случае, так цитируют нашего главного агрария информагентства.
В то же время в СМИ появилась информация, что стоимость готовой булки хлеба в скором времени возрастет. Связано ли это с растущим объемом экспорта зерна. И в случае ввода ограничения на экспорт, не пропадет ли зерно в стране, поскольку объемы урожая в этом году были существенные?
"Я присутствовал на этом заседании и не увидел обеспокоенности Николая Васильевича (министра сельского хозяйства Федорова - Ред.) по поводу тех объемов экспорта, о которых вы говорите — то есть, он об этом сказал совершенно спокойно, без особых эмоций, — поделился своим мнением с Pravda.Ru первый заместитель председателя комитета ГД по аграрным вопросам Кирилл Черкасов. — В большей степени нас волнует вопрос по комбикормам.
Мы понимаем, что в сложившейся ситуации и в связи с возможными рисками, цена начнет расти не только на хлебобулочные изделия, но и на корма. Соответственно, попадут под определенное давление и наш птицепром, и наши свиноводы… Здесь, конечно, мы выражаем обеспокоенность, но министр вчера сказал, что у них есть четкая уверенность в том, что тот объем, который уже сегодня поставлен на экспорт и что будет еще поставлено, никак не повлияет на дефицит зерна и комбикормов внутри страны. То есть они просчитали это, и ситуация у них под контролем!
Того объема зернохранилищ, тех переходящих остатков, которые сегодня есть, пока достаточно, но это тоже один из больных вопросов, которые мы неоднократно ставим. Давно пора выделить в подпрограммы более серьезное финансирование на реконструкцию старых элеваторов, на строительство новых инфраструктурных объектов в сфере АПК. Это позволит сократить потери зерна и добиться его более глубокой переработки. Ведь сегодня зерно уже никто практически в мире не продает, только продукты его переработки. Сырье, то есть зерно, надо перерабатывать на территории страны".
"В государстве должен быть определенный баланс зерна, который должен выдерживаться, — рассказал в интервью Pravda.Ru аграрий, член Совета по агропромышленному комплексу при председателе Совета Федерации Василий Крылов. — Что касается 18 миллионов тонн, я не думаю, что это критическая масса, и это не должно существенно отразиться на внутренних ценах. Поскольку до 20 миллионов тонн мы все-таки можем поставлять без ущерба для внутреннего рынка. Но больше будет нельзя, надо в таком случае прекратить экспорт зерна однозначно. Но у нас есть определенные контракты, обязательства, и здесь мы должны посмотреть, как поступить.
Если долгосрочные контракты с той или иной стороны мы прервем, то это не лучший вариант, мы потеряем потребителя. Поэтому вопрос этот сложный, и он требует всестороннего рассмотрения — кому поставляем, зачем поставляем, по каким обязательствам? Стратегических наших партнеров надо сохранить. Потеряв их, мы снова будем искать покупателей нашего зерна. Этот вопрос тонкий и требует тщательного взвешивания. Ну, а зернохранилищ у нас хватает, здесь проблем нет".
Но что происходит на самом нашем аграрном верху? В качестве меры сокращения поставок за рубеж министр Федоров назвал "новую волну закупочных интервенций". "Ведомости" объяснили, что он имел в виду: такие интервенции государство проводит при избытке зерна на рынке, выкупая "лишние" объемы в специальный фонд. По словам Николая Федорова, сейчас идет окончательное согласование новых закупочных цен — это необходимо, чтобы активизировать закупочные зерновые интервенции. Где-то в недрах правительства этот вопрос уже обсуждается, уверяет издание.
А теперь несколько цифр. В 2014 году Россия собрала второй в ее истории урожай зерновых — свыше 104 миллионов тонн. И все бы ничего, но из-за девальвации рубля (на 39 процентов к доллару с 1 июля) производители сами активно продают зерно на экспорт, где цены, естественно, привязаны к доллару. Отсюда, по мнению некоторых пессимистично настроенных аналитиков, и следствие: зерно дорожает на внутреннем рынке, поскольку его товарная масса уменьшается. И тут минсельхоз совершенно закономерно и своевременно обсуждает несколько вариантов ограничения экспорта, в том числе введение экспортной пошлины и ужесточение фитосанитарного контроля.
В конце ноября на официальном сайте Россельхознадзора появилась весьма красноречивая публикация о "возможном сокращении" экспорта зерна. Конечно, ни о каких прямых запретах на торговлю зерном напрямую не говорилось. Но ссылки на некоторое ухудшение качества экспортного зерна прослеживались. То есть между строк вполне прочитывается, что минсельхоз вполне может подключить Россельхознадзор к сдерживанию экспорта. Как уже не раз бывало в похожих случаях.
В конечном итоге вывод напрашивается такой: опасаться того, что из-за экспорта Россия без своего зерна останется, преждевременно. А вот бояться того, что хлеб подорожает, вообще не нужно! Потому что, бойся или не бойся, хлеб подорожает все равно. А если вдруг (!) хлеб не подорожает, то этот факт надо будет занести в историю страны как прецедент. Хороший, позитивный и перспективный!
Также по теме:
Спекулянтов накажут, но цены все равно вырастут
Как остановить рост цен на продукты? - Прямой эфир Pravda.Ru
Хлеб в России скоро подорожает