Украине не хватает 15 миллиардов долларов, чтобы избежать банкротства. Причем они нужны в течение самых ближайших недель. Вообще, информация о том, что у хунты недостаточно денег, как говорится, "секрет Полишинеля". Кто уже об этом только ни говорил. Отметим, не исключительно российская пресса. Так, совсем недавно с призывом оказать Киеву срочную помощь во избежание дефолта обратился "отец всех цветных революций", миллиардер Джордж Сорос.
Но, с другой стороны, может, у него еще и какие-то личные мотивы были? Все-таки, жаль, когда самое заметное и любимое детище, "оранжевая" (впрочем, теперь уже больше "коричневая") Украина, столь бесславно катится в пропасть. Пусть даже другого выхода у нее объективно изначально и не было, но все-таки, хочется немного продлить агонию для иллюстрации "торжества победы демократии и западного выбора".
А теперь об этой пропасти заговорили самые что ни на есть информированные в указанной сфере люди — представители Международного валютного фонда. Правда, журналисты их имен не называют, но место их работы, один из "флагманов" мировой экономической мысли, британская газета The Financial Times, является лучшей рекомендацией истинности полученной информации.
Примечательно и другое: МФВ уже пообещал Украине 17 миллиардов американских денег. И даже до 2016 года. А 15 миллиардов — это то, что нужно "сверху". То бишь, всего 32.
Пикантность ситуации заключается в том, что международные банкиры ныне явно настроены поступить в духе украинской же пословицы: "Обещанного три года ждут". Во всяком случае, после переведенных с очень большим "скрипом" меньше пяти миллиардов кредита, фонд заявил, что ранее нового года Киев может ничего от него не ждать.
Официальная причина — на Украине никак не могут начать реформы, да и правительство пока что занимается большей частью выяснением того, на каком языке ему вести свои заседания. Слишком много собралось "варягов" — делегированных в министры "благословенным Западом" иностранцев, которые "мовы" не знают.
Премьер Яценюк, правда, попытался было осуществить вековую мечту украинских националистов — заменить русский язык на английский. Увы, "инглиш" многие "варяги" знают еще хуже, чем язык "проклятой совицкой империи". Ну, а когда "панове министры" даже друг друга понимают с трудом, о каком созидательном труде может идти речь?
То есть, конечно, слово "созидательный" здесь можно взять только в кавычки. Задача перед украинским кабмином его заокеанскими хозяевами поставлена предельно четкая — развалить все, что еще осталось от не до конца разворованных "завоеваний социализма".
Например, изъять из Конституции статью о бесплатном образовании и здравоохранении, повысить на несколько лет возраст выхода на обычную и "льготную" пенсию, прекратить платить стипендии студентам и бесплатно кормить младших школьников, покончить с льготным проездом в транспорте для пенсионеров, инвалидов и других льготных категорий.
И можно заметить, в этом смысле соратники Арсения Яценюка "роют землю копытом". Особенно министр финансов Наталья Яресько, до недавнего времени сотрудница госдепа, лишь в начале декабря принявшая украинское гражданство.
Только ведь не все ж от бандеро-реформаторов зависит! Ту же Конституцию менять депутаты могут и не согласиться. Потому как досрочные выборы в Незалежной стали уже не исключением, а нормой. А как потом электорату впаривать бред насчет защиты себя любимых, в виде "народных интересов"?
Вон тот же Яценюк, когда с пеной у рта критиковал медицинскую реформу Януковича, заявлял: "За вас (Партию регионов) же теперь даже собака не проголосует, потому что вы и ветеринарную помощь ликвидировать собираетесь". А одно из самых первых решений захваченной нацистами в конце февраля Рады было введение срочного моратория на закрытие лечебных учреждений, которые сами регионалы в последний год своего правления не закрывали (дескать, на реформу тоже деньги нужны, чтобы было на что перепрофилировать, заменять и т. д.).
Но вот, когда призрак дефолта перед киевскими властями практически материализовался, мораторий на ликвидацию больниц было обещано немедленно отменить.
Но вернемся к причинам задержки МВФ очередного транша. Неофициальным мотивом этого является, конечно же, нежелание оплачивать украинские газопоставки и долги за газ, в объеме нескольких миллиардов долларов. Ведь и ежу понятно, что эти деньги будут "сожжены", в самом прямом смысле слова.
А своих золотовалютных резервов у нацбанка осталось уже меньше десяти миллиардов. Причем значительная часть из них представляет собой "неликвиды", которые превратить в реальную денежку весьма проблематично.
Собственно, в украинских экономических кругах все больше будируется циничная, но рациональная мысль: раз дефолт все равно неизбежен, зачем вообще его оттягивать? Чем встретить его с абсолютно пустой валютной казной, так лучше ж иметь там хоть какие-то крохи, после того как будет сказано: "Кому должен — всем прощаю!"
Но, похоже, на Западе еще не совсем окончательно решили, как им быть с Украиной. Допустить этот дефолт, чтобы Незалежная не превратилась для МВФ и евробюджета в бездонную бочку Данаид, куда преступные дочки царя Даная должны были носить воду всю загробную вечность?
Так во-первых, долги самих же западных кредиторов (а это, вместе с корпоративными, — уже больше 150 миллиардов долларов) накроются медным тазом, в свою очередь это может вызвать нехилый кризис, похлеще "леманбразерского" в США.
А во-вторых, придется на весь мир признать, что навязанный Западом "путь к свободе и демократии" оказался путем в никуда, как только, по оценкам того же МВФ, ВВП Украины упал на семь процентов в связи с уменьшением торговли с Россией. А Евросоюз, так выкручивавший руки Януковичу для подписания якобы "сверхвыгодного" для украинцев соглашения об ассоциации с ЕС, ну, абсолютно не смог компенсировать эти потери: Ни возросшими (на бумаге) выгодами от торговли, ни прямой экономической помощью.
Собственно, по последнему пункту, по сообщению британских журналистов, возникла вообще анекдотическая ситуация. На одном из совещаний министр финансов Германии Вольфганг Шойбле попросил своего российского визави Антона Силуанова не требовать от Украины возвращения данного год назад кредита в три миллиарда долларов, а то, дескать, это будет "последней каплей" (или последним гвоздем в гроб. — Ред.) украинского дефолта.
Самое интересное, что, услышав эту просьбу, министр финансов Великобритании Джордж Осборн заметил, что как-то нелогично со стороны ЕС просить о чем-то Россию, одновременно сохраняя против нее санкции.
Впрочем, даже отсрочка выплаты трех миллиардов российского кредита власть Киева от дефолта не спасет. Для этого надо как минимум вдесятеро большие деньги, давать которые политическим банкротам, готовящимся стать банкротами, еще и экономическими, в обозримом будущем на Западе никто не собирается.
Читайте также:
Годовщина Майдана. Ноябрь, спусковой крючок
Киев: Зачем считать честно наворованные деньги
На Украине не переворот, а интервенция