Российско-китайские отношения, несмотря на дружественный фон, являются очень неоднозначными с точки зрения интересов РФ. Здесь и проблемы миграции, и вопросы с Дальним Востоком. Но больше всего России следует опасаться экспансии китайского капитала. Об этом в эфире видеоканала Pravda.Ru — глава Российско-китайского экспертного совета Алексей Маслов.
— Путин недавно посетил Китай и побывал во Владивостоке. Сближение с Китаем, конечно, очень хорошо, но некоторые очень нервно относятся к китайцам, опасаются, что они понаедут, все захватят. А депутаты высказали предложение заселить китайцами наши пустующие деревни. Есть ли реальная опасность ползучей китайской экспансии Дальнего Востока и Сибири?
— Нет, экспансии никакой не будет, потому что среднестатистический китайский гражданин абсолютно незаинтересован переселяться в холодную неосвоенную сибирскую деревню. Когда депутаты предлагают заселить пустующие деревни китайцами, хорошо бы спросить сначала у китайцев, хотят ли они переселяться в пустующую деревню. Ведь поразительно то, что еще не все земли в Китае освоены. Там есть очень много пустующих земель.
Государство регулирует это дело. Например, китаец может взять кредит под уникально низкий процент — 2,5 процентов. А в России такой кредит не взять. Поэтому они не рвутся переселиться. Вся китайская миграция пока что челночная. Китайцы приезжают на 3-4 дня, иногда на ночь, сбрасывают товар оптом или торгуют на рынке и уезжают обратно в Китай. Потому что жить в Китае выгоднее, чем в России. У них там — дома, там дешевле, они не платят или почти не платят там налогов.
А Россия — это абсолютно неизведанная страна. У нас есть очень жесткие ограничения по допуску китайской рабочей силы. По некоторым областям это 10-15 человек в год. Это ничто. Если пройти по городу Владивостоку, там можно встретить узбеков, таджиков и очень немного китайцев. То есть никакого переселения нету. Думать надо не об этом, а о том, сколько китайских денег (и легальных, и нелегальных) находится на российском Дальнем Востоке. Когда идет скупка, скажем, российских предприятий или активов, для этого не нужны сотни китайцев, нужен один китайский бизнесмен. Он купит и уедет, а российские активы будут принадлежать уже китайцам. Вот это уже очень важный вопрос.
С другой стороны, самые успешные строители на территории российского Дальнего Востока, девелоперские компании, — это китайцы. Как заявляют сами наши чиновники, китайцы строят вполне приличные дома, платят налоги, в этих домах живут российские граждане. Нам нужны передовые технологии. В Китае есть так называемые безотходные фермы. Упрощенно говоря, с одной стороны заходит свинка, а с другой стороны ничего не выходит, кроме готовой продукции. То есть все, что есть, — кости, мясо, свиная кишка — идет на переработку. Экологически абсолютно чисто. Вот это нам нужно. Вот это нам надо закупать и внедрять. Для этого не нужно, чтобы на ферме работали сотни китайцев. Там достаточно нескольких человек обслуживания. При этом Китай является одним из самых крупных импортеров продовольствия в мире.
— То есть им самим еды не хватает?
— Да. Проблема — рост урбанизации в Китае. Когда Дэн Сяопин начинал свою перестройку, в Китае жило 20 процентов городского населения и 80 процентов сельского. Сегодня количество городского населения перевалило за 50 процентов, уже подбирается к 54 процентам. Это значит, что города съели деревни. Пастбищи стали улицами и домами. Именно поэтому они сейчас как раз активно начинают переходить от экстенсивного хозяйства к интенсивному, к этим технологиям.
Я видел совершенно роскошнейшие сельхозпромыслы и фермы на юге Китая. Там работает немного людей, но они выдают абсолютно экологически чистую продукцию. Это надо перенимать.
Но не у всех бизнесменов хватает денег, чтобы закупить такую ферму, технологии. Хотя сейчас все-таки стало проще, поскольку у нас есть стимулирование российско-китайской торговли, есть российско-китайский фонд, можно кредитоваться, если это продает китайская фирма. Тогда кредит можно получить в китайском банке, можно создать совместное предприятие. Но опять же я знаю много случаев, когда и китайские, и российские бизнесмены хотели вместе что-то создать, но не знали, как это грамотно законно сделать. Поэтому важно законодательство, информационное и правовое сопровождение проектов.
У Китая есть чему поучиться. Я совсем недавно говорил с одним очень крупным китайским бизнесменом. Они начинали с того, что в каждой гостинице в Китае, где жили иностранцы, в каждом ресторанчике, где иностранцы обедали, валялись в массовых количествах маленькие лифлетики — книжки-раскладушки. В них было написано на английском языке: если вы хотите вложить в Китай — надо сделать это, это и это — прямо пошагово. Вот адрес, по которому вы можете обратиться, позвонить. Вам объяснят. Вот такие-то гарантии Китай предоставляет. Над нами много смеялись. Но масса иностранцев, случайно там обедая, схватили этот лифлетик, прочитали, позвонили — им на хорошем английском языке объяснили, что надо делать. Он спрашивает: почему же Россия так не делает? И вот я задумался.
— Россия издает разные дорогостоящие журналы, которые непонятно где распространяются. Проводятся какие-то презентации, чаще для своих же…
— Вы абсолютно правы. Я много раз участвовал в подобных форумах. Там сидят все наши. Даже в Китае наши сидят. И наши между собой на русском обсуждают, а китайцы выступают, как наблюдатели. Но есть еще парадокс — абсолютная несостыковка. Приезжают представители разных областей с абсолютно готовыми, неплохими бизнес-проектами. Но китайцы, которых приглашают на эти заседания, работают совсем в другой области. Например, презентуют химическое производство, а здесь — представители тяжелого машиностроения. Кто и как устраивает эти форумы? Наши регионы и бизнесмены тратят деньги впустую. И китайцы расстроены, что мы неэффективно работаем.
Еще очень важный момент сотрудничества между Россией и Китаем. Мы привыкли оперировать цифрами в миллиарды долларов, нефть, газ — это все отлично наращивает объемы торговли. Но есть же масса вполне успешного среднего бизнеса в России. Люди сами создали, не получили госсобственность. Да, у них обороты не миллиарды, но они хотят сотрудничать с Китаем. Вот их надо выводить на Китай. Россия много чего может продавать Китаю кроме нефти и газа. Просто люди не очень понимают, как выйти на китайский рынок.
Куда обратиться среднестатистическому российскому бизнесмену? В лучшем случае, он будет смотреть по интернету. В то время, как в США или Канаде есть люди, профессиональные эксперты, которые несут ответственность за свои консультации, выходят на китайские лоббистские структуры. Сейчас в России создаются такие организации. На мой взгляд, они просто еще не заработали. У нас есть Российско-китайский деловой совет, который существует довольно давно, но который еще не совсем эффективен. Есть российско-китайский комитет дружбы, сотрудничества и развития. Есть масса посреднических агентств. Пока их усилия очень разрознены. И на мой взгляд, не всегда состав этих организаций профессионален.
Беседовала Инна Новикова
Читайте также:
Китай — тысячелетний опыт мягкой силы
Китай уверен, Украина напала на Россию
Занять у Китая, чтобы купить китайское…