Руководители одной из консалтинговых компаний США, опираясь на опыт великих экономистов всех времен и народов, доказывают: США пора отказаться от стремления удержать доллар на позиции резервной валюты. Они выступают за восстановление классического золотого стандарта. По их словам, это самая совершенная денежная система в истории человечества.
"На протяжении трех с лишним десятилетий мы пытались обратить внимание на то, что мы называем "проклятием резервной валюты". Поскольку в последнее время некоторые экономисты и политики настаивают на том, что выбор доллара в качестве мировой резервной валюты — великое благо, пора вернуться к рассмотрению этого вопроса.
Участники Генуэзской конференции 1922 года, организованной с целью финансовой реконструкции Европы после Первой мировой войны, рекомендовали "ограничить использование золота, храня резервные средства в валюте иностранных государств", то есть в фунтах стерлингов и долларах. Так родился золотовалютный стандарт.
Десять лет спустя Жак Рюэфф, влиятельный французский экономист, объяснил, чем отличается это нововведение от классического золотого стандарта. Когда одно государство получает от другого запрос на средства не в золоте, а в долларах, покупательская способность удваивается. Если в Банк Франции поступит заявка на доллары (а не на золото или французские франки) — к примеру, Банк Франции размещает депозит в нью-йоркском банке, — это увеличит денежную массу во Франции без уменьшения денежной массы в США. Таким образом, обе страны могут использовать эти долларовые активы, чтобы предоставлять кредиты. "В результате, — поясняет Жак Рюэфф, — введение золотовалютного стандарта стало одной из основных причин волны спекуляций, которые достигли своего пика в сентябре 1929 года, когда разразился кризис". Рост долларовых резервов взвинтил цены на акции и сырьевую продукцию, а их сокращение дало противоположный эффект.
Магическое свойство золотовалютного резерва вдвое увеличивать покупательскую способность, вытекающее из выбора доллара в качестве резервной валюты, было закреплено в Бреттон-Вудском соглашении 1944 года. За этим последовало беспрецедентное расширение долларовых резервов, и потребительские цены в США и других странах поднялись примерно в два раза. Иностранные правительства все активнее требовали у США золото в счет долгов, пока в 1971 году американские власти окончательно не прикрыли практику "золотых" платежей.
Экономический кризис 2008–2009 годов был похож на кризис, вызвавший Великую депрессию. Но на этот раз министерства финансов западных стран выкупили миллиарды долларов госдолга США, в том числе около триллиона долларов в виде ипотечных ценных бумаг, выпущенных двумя спонсируемыми правительством предприятиями Fannie Mae и Freddie Mac. Долларовые активы снова вернулись на рынок — спрос на американскую валюту вырос вдвое. Это спровоцировало бум и спад как на внешних рынках, так и на американском рынке недвижимости. Глобальное избыточное кредитование заразило и товарные рынки, в результате чего, в частности, мировые цены на сырую нефть, которые установлены в долларах, подскочили до 150 долларов за баррель.
Тем удивительнее было то, с учетом огромной роли английского экономиста Джона Мейнрда Кейнса в создании концепции резервной валюты, что ряд американских "кейнсианцев" (экономист казначейства США Кеннет Остин, экономический советник вице-президента Джаред Бернштейн, экономист Фонда Карнеги Майкл Петтис) выразили обеспокоенность статусом доллара как мировой резервной валюты. Например, господин Бернштейн в своей статье в New York Times утверждает, что "то, что некогда было привилегией, превратилось в бремя, подавляя рост количества рабочих мест, раздувая бюджет и увеличивая дефицит торгового баланса". "Чтобы вернуть американскую экономику в нужное русло, правительство должно отказаться от политики поддержания статуса доллара как резервной валюты", — заключает господин Бернштейн.
Тем временем консерваторы (Брайан Райли и Уильям Уилсон из исследовательского института Фонд "Наследие", Джеймс Петокукис из Американского института предпринимательства и Рамеш Поннуру из издания National Review) яростно защищают "резервный" статус доллара. Брайан Райли и Уильям Уилсон утверждают, что самым большим плюсом такого положения вещей стал сеньораж, что означает, что иностранцам приходилось продавать реальные товары и услуги или право собственности на реальный капитал, чтобы увеличить свои долларовые активы.
Это было именно то, за что выступали Джон Мейнрд Кейнс и другие британские экономисты-эксперты в ходе конференции 1922 года в Генуе: выбор средства, при помощи которого можно было бы финансировать системный дефицит платежного баланса, предупредить его возникновение и отсрочить требования погасить золотом огромные долги Британии, образовавшиеся из-за финансирования армии в ходе Первой мировой британским Центробанком. Кроме того, привилегированное положение доллара позволило американскому правительству сэкономить при покрытии бюджетных расходов.
С тех пор мы узнали многое из того, что Джон Мейнрд Кейнс вообще не принимал во внимание. Как отметил Роберт Манделл в "Монетарной теории" 1971 года, "кейнсианская" модель — это упрощенная модель закрытой экономики с преобладанием пессимистичных ожиданий и неиндексируемой заработной платой. Разрабатывая общую теорию процентов, инфляции и роста мировой экономики, господин Манделл и другие многое почерпнули от Жака Рюэффа, который был настоящим профессором в том, что касается монетарного подхода к платежному балансу.
Выводы, сделанные из уроков Жака Рюэффа, нашли свое отражение в последних трудах "кейнсианцев", таких как Кеннет Остин. Кеннет Остин обращает внимание на то, что он называет "железными тождествами" международных расчетов, которые вытекают из того, что глобальные текущие счета и счета операций с капиталом стремятся к нулю. Это означает, что покупка, скажем, триллиона долларов госдолга США Народным банком Китая влечет за собой равный и одновременный рост дефицита текущих счетов и счетов операций с капиталом. "Железное тождество" формирует связь между официальным расширением зоны действия "резервного" доллара и понижением инвестиционной позиции США.
Международная инвестиционная позиция США понизилась с суммы, эквивалентной десяти процентам ВВП в 1976 году до минус 30 процентов ВВП в 2013 году. Это понижение связано с займами у других стран, то есть с дефицитом бюджетного финансирования в свете поддержания статуса доллара как резервной валюты.
Закат "резервной" эпохи доллара ограничит дефицит финансирования, увеличит объем чистых национальных сбережений и высвободит ресурсы, которые позволят американским компаниям и их сотрудникам оставаться конкурентоспособными на мировом рынке.
Господа Райли и Уилсон утверждают, что "ни одна другая глобальная валюта не готова прийти на смену доллару". Это верно по отношению к ценным бумагам и кредитным валютам, однако мировые финансовые учреждения по-прежнему держат в закромах порядка 900 миллионов унций золота. Этого достаточно, чтобы должным образом восстановить классический золотой стандарт, самую совершенную денежную систему в истории человечества".
Левис Лерман и Джон Мюллер
Справка об авторах статьи
Господа Лерман и Мюллер — руководители консалтинговой компании LBMC LLC.
Господин Лерман — автор книги "Настоящий золотой стандарт: план монетарной реформы в отсутствие резервных валют" (издательство TLI Books, 2012).
Господин Мюллер — автор книги "Восстановление экономики: недостающий элемент" (издательство ISI Books, 2014).
Эта статья опубликована в английской версии Pravda.Ru
Читайте также:
Что забыл Центробанк в американских облигациях