Введение с 1 июля 2015 года новых торговых сборов в городах федерального значения произвело панику в кругах ретейла и малого бизнеса. Чем вызвано повышение нагрузки на торговый сектор? И как это отразится на стоимости продуктов? Об этом в эфире Pravda.Ru рассказал руководитель аудиторско-консалтинговой группы "АИП", член "Опоры России" Сергей Елин.
— Расскажите, пожалуйста, с чего вдруг решили ввести этот новый торговый сбор с нашего бизнеса многострадального. И чем это может обернуться?
- На самом деле вопрос о введении налога с продаж обсуждался давно. Ни для кого не секрет, что в региональных бюджетах не хватает средств. Потому и поднимался вопрос о введении налога с продаж, чтобы пополнить казну. Но активно протестовал бизнес. Особенно в условиях экономического спада многие эксперты, экономисты выражали сомнения, что повышение налоговой нагрузки даст тот эффект, который ожидается.
Вполне вероятно, это станет толчком для закрытия многих предприятий и напрямую отрицательно скажется на экономике в целом. Если и будет увеличена дополнительная собираемость налогов, то в очень коротком промежутке времени, а в более долгом — это обернется дополнительными потерями для бюджета.
Как альтернативный вариант, было предложено ввести местные сборы. Плюс ко всему, толчком к тому, чтобы ввести местные сборы, стала ситуация, что торговые сети показали очень низкую налоговую нагрузку за 2013 год. Об этом Владимир Путин как раз высказался на форуме, что совокупная налоговая нагрузка всех торговых сетей по Москве составила 20 миллион рублей. Это вряд ли соответствует действительной прибыли и вызывает у налоговых органов сомнения в достоверности заявленной информации.
Поэтому был сделан вывод, что нужно ввести какие-то механизмы, которые бы позволяли, с одной стороны, легко администрировать налоги, с другой стороны, давали эффективную собираемость налогов и исключали возможность уклонения от уплаты налогов. Было принято решение ввести фиксированную сумму платежа вне зависимости от того, какой доход организация у себя отражает по налоговой декларации.
Таким образом родился законопроект о введении местных сборов. Изначально он предполагал 22 вида деятельности, которые попадали под данный налог. В ходе дискуссии со стороны бизнес-сообщества были предложения насчет того, чтобы сократить все-таки перечень видов деятельности, которые попадают. Так родилась окончательная редакция законопроекта, который сейчас уже принят Госдумой в третьем чтении. Я думаю, что с большой вероятностью он будет одобрен. Но закон принят только в отношении городов федерального значения — Москва, Питер и Севастополь.
— Москва, конечно, крупный центр, где действительно большие заработки и прибыли. Но с Севастополем-то совсем непонятно.
— Официальная трактовка, что вводится только в трех городах, потому что это некий пилотный проект, что в городах федерального значения легче организовать, администрировать эти налоги. Если такая практика окажется положительной, возможно, этот опыт будет перенесен на другие города. Мне, честно говоря, эта логика не совсем понятна. На мой взгляд, можно было бы местный сбор ввести и в других крупных городах. Но я не могу объяснить, чем законодатели руководствовались. Экспериментируют они на городах федерального значения, которых у нас всего три.
— Прибыль X5 Retail Group в прошлом году составила почти 17 миллиардов долларов. Понятно, что они и налогов заплатили немало. Почему одну фиксированную ставку установили для всех? Получается, что палатки и крупные сетевые магазины будут платить одну и ту же сумму?
— На самом деле, это вопрос дискуссионный. Общественные организации, бизнес-сообщество выражают опасение по этому поводу. Основной целью было все-таки заставить платить крупных ретейлеров, перекрыть возможность неотражения полной выручки и неуплаты налогов. Фактически же получается, что под удар попадут малые предприятия, малый и средний бизнес. Особенно, которые имеют малую доходность, балансировали на грани прибыльности, но были добросовестными налогоплательщиками. Они вынуждены будут закрываться, потому что не потянут эти дополнительные расходы.
— Либо уйдут в тень, и опять вырастет теневая экономика, а бюджет только потеряет.
- Ну, в тень уйти при данном торговом сборе не так просто. Потому что подразумевается, что если есть торговый объект, то для того, чтобы он работал, нужно авансом заплатить этот налог. То есть как только ты арендовал магазин, сразу идет уведомление со стороны, двойное, на самом деле. Кроме того, что сам налогоплательщик должен уведомить, что у него появился объект для обложения торговым сбором. Также информация будет поступать и из других источников. В общем налоговые органы все равно получают информацию о том, что возник объект налогообложения.
В данном случае предприниматель будет вынужден заплатить в любом случае авансовый платеж в виде местного сбора. Основная идея-то и состояла в том, чтобы перекрыть возможность ухода в тень. Поэтому ввели авансовый платеж фиксированной суммы. Даже если ты потом что-то сверху уведешь в тень, все равно тот минимум, который предусматривает местный сбор, ты должен заплатить.
— Но люди уже придумывают, как избежать уплату этого налога. Например, арендовать не помещение в Москве, а склад в Подмосковье, и продавать через интернет-портал. Такая схема, вероятно, очень хорошо будет работать. Как вы думаете?
- Как говорит пословица, голь на выдумки хитра. Я думаю, что все равно какие-то лазейки будут искать. Вы абсолютно правильно заметили относительно интернет-магазинов. Я, когда читал этот законопроект, не нашел однозначного ответа, как быть все-таки с интернет-магазинами в принципе, даже если он не имеет склада в Московской области. А если интернет-магазин торгует в принципе, как говорится, "с колес" — получил в одном месте, продал в другом. То есть нет как такового склада вообще. Как быть в этом случае? Такие предприятия не являются плательщиками местного сбора.
Я считаю, что это неправильно, все-таки налоги нужно платить. Другое дело, что нужен диалог между бизнесом и государством, для того, чтобы налоговая нагрузка была адекватная, чтобы она все-таки способствовала развитию бизнеса, с одной стороны, и с другой стороны, обеспечивала необходимую доходность бюджета. Пока, я так понимаю, диалог все-таки идет, потому что было обращение к президенту со стороны бизнес-ассоциаций с просьбой наложить мораторий на вступление в силу данного закона, если все-таки этот законопроект будет утвержден.
Может быть, закон отправят на доработку и примут в другой редакции. Или будут приняты какие-то дополнительные льготы в отношении тех же индивидуальных предпринимателей. Сама по себе система патентная и система введения фиксированных платежей имеет большие плюсы для предпринимателей.
Многие предприниматели действительно охотно шли на покупку патента, особенно, когда они понимали, что доходность определенная будет. Этот торговый сбор в чем-то похож на покупку патента. И неслучайно сделана привязка к размеру торгового сбора. Он не должен превышать размер торгового патента. Сейчас в Москве, в том числе в ЦАО, на мой взгляд, и так достаточно большое количество торговых объектов простаивают. Посмотрите, очень большое количество рекламных объявлений о том, что сдаются помещения.
— Может быть, это как раз результат проделанной нашим мэром работы? Год назад убирались все эти торговые точки, палатки закрывались. К тому же, пиво объявили алкогольным напитком. Табак исчез с прилавков.
- Я думаю, здесь совокупность факторов, которые повлияли на ситуацию. Это все вместе. Многие торговые объекты испытывают сложности с клиентами, потому что нет парковки, не могут припарковаться клиенты. Также повлияло то, что увеличилась налоговая нагрузка. Когда стали считать налоги с кадастровой стоимости, у собственников выросли затраты. Они попытались переложить затраты на арендаторов. Повлияло изменение курса евро и доллара. Некоторые собственники стараются привязаться к валюте, арендаторы не готовы арендовать по такой цене, отсюда — цена завышена.
Плюс снижение покупательской способности. Многие предприниматели отмечают то, что покупательская способность упала. И все в совокупности дает такой результат. Нельзя сказать, что это именно только из-за действий московских властей. Здесь — экономическая ситуация в целом и какие-то нововведения в частности.
Но для предприятий, которые работают в ЦАО, точно увеличится налоговая нагрузка. Поэтому многие будут вынуждены рассматривать либо переезд в другие районы, либо возможности трансформации, перепрофилирования бизнеса, либо просто его закроют.
— Предприниматели опять будут перекладывать повышение налоговой ставки на покупателей? То есть, просто подорожают продукты и товары?
- Безусловно, такая ситуация, такие попытки возможны. Понятно, что если предприниматель несет дополнительные издержки, его первая реакция — попробовать переложить на конечного покупателя и заложить издержки в цену. Но с другой стороны, сейчас все-таки экономическая ситуация такова, что покупательская способность, спрос на многие виды товаров снижается. И желаемое не всегда становится действительным.
Предприниматель, может быть, и хочет переложить эти издержки, но не всегда рынок готов воспринять эти повышения. И предприниматель фактически будет вынужден нести дополнительные издержки и понижать свою прибыль. Если же эти издержки настолько велики, что фактически прибыли не останется, то придется закрыть бизнес. Здесь, в общем, логика очень простая.
— И вот много ли после этого дополнительной прибыли получит бюджет? Или наоборот недополучит?
— Я знаю, что ведение дифференциации в патентной системе, увеличило поступления в бюджет ЦАО, но снизило для удаленных районов. Здесь ситуация двояка. Также как и с любым повышением налогов в условиях экономического спада. Это некое повышение возможной собираемости в коротком промежутки времени, но есть риски ухудшения делового климата, снижение бизнес-активности, закрытие малых предприятий. Поэтому вот соблюдение этого баланса очень важная, но непростая вещь.
Беседовала Мария Сныткова
Читайте также:
Новый налог дожмет торговлю в Москве и Петербурге? - Прямой эфир Pravda.Ru
Налог на продажу жилья может увеличиться
Москвичей спасут от разорения новым налогом на имущество
"Новый налог на жилье - верный путь к гетто"
Налог на недвижимость: мой дом - моя бедность
Максим Гладких-Родионов: Из-за налогов на бизнес, в РФ выгоднее потреблять, чем производить
Татьяна Школьная: Имущественный налог не затронет пенсионеров
Налог на имущество: заплачут все
Александр Бузгалин: Новый налог на имущество не должен "бить" по простым гражданам
Игорь Богданов: Наш талантливый народ всегда найдет способ не платить налог
Закон о налоге на имущество физических лиц утвержден Госдумой