Пик кризиса на рынке труда еще впереди

Социологическое исследование компании "Ромир" показало, что, по мнению россиян, в 2014 году ситуация на рынке труда ухудшилась. Авторы исследования определили ее как "депрессивный штиль". Действительно ли ситуация в России на рынке труда так серьезна? Как Россия может противопоставить вызовам времени, чтобы улучшить ситуацию на трудовом рынке?

Сначала несколько цифр, которые приведены в опубликованном в прессе исследовании центра "Ромир" (кстати, они почти идентичны и данным других социологических компаний). Только семь процентов работников сменили место работы осенью 2014 года. Это самый низкий показатель за последние шесть лет — в два раза ниже, чем осенью 2012-го и в три раза ниже, чем осенью 2013 года. Существенно снизилась и доля тех, кто смог быстро найти новую работу. Опрос "Ромир" проводился в ноябре 2014 года. Выборка репрезентирует взрослое городское население России.

Осенью нынешнего года работодатели практически прекратили поиск новых сотрудников и перестали увеличивать заработную плату. Сложная экономическая ситуация заставляет работников крепче держаться за свои рабочие места. В свою очередь, работодатели не спешат расставаться с работниками потому, что с наименее ценными они уже расстались весной-летом или даже ранее, а оставшиеся предъявляют более скромные запросы относительно оплаты и условий труда.

"Наверное, те настроения, которые социологи зафиксировали у людей, имеют право на существование, — рассказал в интервью Pravda.Ru первый заместитель председателя комитета Государственной думы ФС РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко. — Несмотря на то что безработица у нас не растет, практически не растет и заработная плата, при том что цены растут.

Нужно просто в соответствии с ситуацией, которая складывается в РФ, принимать меры к тому, чтобы импортозамещение шло гораздо быстрее, чтобы была поддержка отечественного товаропроизводителя и меры, которые в основном на сегодняшний день идут в виде лозунгов, становились частью экономической политики. Тогда и ситуация на рынке тоже будет улучшаться!"

"Да, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что ситуация на рынке труда сейчас, скажем так, не очень хорошая, — считает руководитель проектов НП "Эксперты рынка труда" Ольга Глухова. — Рынок труда находится в тяжелой ситуации, очень много вакансий закрывается. То есть, компании открывают вакансии, но тут же их закрывают. Не могу сейчас сказать, что есть большие сокращения, но новый штат не набирается. Это действительно есть…

К тому же, многие соискатели, которые сейчас работают, но рассматривают другие предложения, тоже не соглашаются на новые предложения, просто боятся сменить место работы. Это про высококвалифицированный персонал, который востребован. И эти люди, скажем так, пока как бы притаились… Это новый тренд, раньше этого не было, — квалифицированный персонал не стремится менять место работы и готов остаться на прежнем месте, подождать лучших времен.

Очень много сейчас открыто вакансий для начального уровня, или, скажем так, для персонала с низкой квалификацией. Но заработные платы предлагаются сейчас достаточно низкие, и не все соглашаются. В общем, сейчас на самом деле большой дисбаланс наблюдается на рынке труда, и среди вакансий, и среди соискателей, и среди ожиданий работодателей, ожиданий соискателей. Очень много замораживается премий, бонусов, на которые рассчитывал в начале года персонал. Однако ситуацию я бы не назвала критической, но кризисной и очень сложной — это да".

С точки зрения работодателя, конечно, лучший выход — это повышать эффективность труда. То есть оптимизировать рабочие процессы, бизнес-процессы внутри компании. Более четкие должностные инструкции нужны, внедрение новых систем по оптимизации труда.

Вообще-то, это не первый кризис на рынке труда, который мы наблюдаем за последние 20 лет в России. Пока нельзя сказать, что он самый тяжелый, пик еще впереди, считает эксперт. Какие-то более сильные кризисные настроения на рынке труда еще возможны. И если мы говорим о соискателях на рабочее место, то, конечно, им нужно стараться более эффективно работать на том рабочем месте, на котором они сейчас находятся, действительно держаться за свою работу и стараться выполнять ее очень хорошо, чтобы не попасть под возможные сокращения или какие-то другие не очень приятные действия со стороны работодателя.

"Но то, что Россия эти негативные явления преодолеет и мы все выйдем из кризиса, — это сто процентов. Возможно, сейчас немножко будет сложно, но нужно найти силы, найти внутренние ресурсы преодолеть этот кризис, и впереди после черной полосы всегда бывает белая. Это не красивые слова — это анализ, основанный на множестве самых разных данных!" — такими словами завершила свой комментарий Ольга Глухова.

Оптимизм — это, конечно, хорошо, но все-таки нынешние реалии как-то не очень орошают его радостными слезами надежды… Как говорят уже не социологи и не эксперты рынка труда, а узкие специалисты по кризисной экономике, основной причиной сложившейся в России ситуации послужили проблемы как внутреннего, так и внешнего происхождения. Еще в начале 2014 года темпы роста внутреннего продукта снизились практически до нуля (0,4-0,8 процента роста), а показатели прироста инвестиций ушли в область отрицательных значений (1,5-2,5 процента снижения). В марте была проведена так называемая "мягкая коррекция" курса рубля по отношению к доллару и евро, что привело к снижению курсов на 10-12 процентов.

В нынешнем году на фоне международного политического кризиса вокруг Украины значительно осложнились отношения России и Запада. Пошли санкции, полетели от нас санкционные бумеранги. Что вкупе с прочими неблагоприятными причинами привело к ускорению роста потребительских цен до восьми-девяти процентов годовых в целом и до 11-14 - по продуктам питания. Это спровоцировало дальнейшее снижение российских фондовых индексов, и без того пребывавших на минимальных за последние три года уровнях. Наконец, в сентябре-октябре произошло крутое снижение (можно сказать, крутое пике) мировых цен на нефть. Что происходит с курсом рубля — сами видите. Все это не могло не оказать влияния на рынок труда в России…

Но вернемся к цифрам "Ромир". Вопрос об изменениях в оплате труда и изменении состава сотрудников задавался только тем, кто осенью 2014 года имел стабильную занятость. Результаты опроса показали, что только в одной из 25 компаний осенью 2014 года имел место рост зарплат. Год назад повышение зарплаты отмечалось в каждой четвертой организации. Хуже ситуация была только в 2008 году, когда доля компаний, повышавших заработную плату своим сотрудникам, была исчезающе мала.

Сокращение заработной платы осенью 2014 года произошло в каждой 12-й компании. Набор новых сотрудников осенью 2014-го проводил всего лишь один процент компаний. Такого низкого показателя не наблюдалось никогда. Даже в глобальнокризисном 2008 году этот показатель был в семь раз выше!

Кстати, численность экономически активного населения в России в октябре 2014 года составила, по официальным правительственным данным, 75,9 миллиона человек, или 53 процента от общей численности населения страны. Где резервы? Внутри России в отдельных технологичных отраслях их точно уже не осталось…

Где же черпать нашему российскому народу оптимизм, без которого никакой кризис не пережить? "Благодаря социально ориентированной политике правительства рост безработицы не скажется на благополучии населения!" — это из выступления премьер-министра Белоруссии Михаила Мясниковича на национальном телеканале. Вот бы и у нас так! Конечно, сравнивать экономику России и Белоруссии бессмысленно, но вот поучиться у белорусов хотя бы оптимизму — смысл есть…

Читайте также:

"Противостоять техногенным катастрофам некому"

Сибирь будет прирастать Украиной?

"Карточная" зарплата: кому это нужно?

Санкции: шантаж, саботаж или катализатор?

Новая глобализация: капитал против труда