Сечину и 40 долларов за баррель хорошо. А России?

Генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Салем аль-Бадри

Интрига перед вчерашним заседанием ОПЕК была следующая — снизит ли организация квоты на добычу, чтобы воспрепятствовать падению цены на нефть? ОПЕК оставил все по-прежнему. Падение доходов от продажи нефти в России компенсируется девальвацией рубля, поэтому наполняемость бюджета останется прежней. Но покупательная способность граждан резко снизится, экономика войдет в стагнацию. Увлекшись решением сиюминутной проблемы, Россия упускает из вида стратегическую задачу.

После заседания в Вене в четверг квоты ОПЕК в 30 миллионов баррелей в сутки остались неизменными, сказала Pravda.Ru участник венского совещания, учредитель и эксперт по традиционным углеводородам World Energy Expert Group Римма Субханкулова. "Масштаб "сланцевой революции" был изначально недооценен, в результате чего традиционные экспортеры в США из стран Персидского залива, Латинской Америки и Африки оказались неконкурентоспособными по сравнению с американскими нефтедобывающими компаниями. Налоговые льготы и помощь со стороны государства позволили американским компаниям "отбить" большую часть своего внутреннего рынка, что развернуло практически весь мировой экспорт нефти в Азиатско-Тихоокеанский регион, и без того перенасыщенный нефтью", — пояснила ситуацию Римма Субханкулова.

Низкая цена устраивает ОПЕК, поскольку тогда добыча нефти в США будет рентабельной только для малого количества марок, государству придется отказаться от новых проектов и повременить с планами выхода на мировой рынок со своей продукцией, сказала Римма Субханкулова. По мнению эксперта, тем не менее, увлекаться низкими ценами не стоит, так как, по словам одного из нефтяных министров, уже 70 долларов за баррель — это цена, при которой нефтедобыча будет испытывать значительные проблемы во всем мире.

Как итог совещания — цена за баррель вчера обновила минимумы и стремится к 60 долларам. В кулуарах ОПЕК шутили, что и сорок будет скоро хорошо. "Цена в 60 долларов за баррель нас тоже устраивает, — сказал генеральный директор "Роснефти" Игорь Сечин. — Конечно же, некоторые дорогостоящие проекты мы вынуждены будем отложить". По его словам, "Роснефть" имеет достаточный запас прочности, потому что себестоимость добычи — чуть выше четырех долларов за баррель.

Игоря Сечина поэтому устроит и цена в 40 долларов и ниже, но устраивает ли она российский бюджет, формирование которого наполовину зависит от цены на нефть? Мало того, он просто привязан к этому показателю и на 2015 год рассчитан на цену в 90 долларов за баррель. Ответ на это у российских экономистов есть и уже продемонстрирован Центробанком РФ. Чем дешевле баррель, тем дороже рубль, что в итоге обеспечивает наполняемость бюджета. Так, снижение цены нефти на каждый один доллар за баррель — это минус 70 миллиардов рублей доходов, сказал министр финансов Антон Силуанов. Но подорожание доллара на один рубль приносит дополнительно 180 миллиардов рублей, сообщила замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Поэтому ждите новой девальвации российской валюты до 50-55 рублей за доллар.

"Россия ничего не может предпринять для повышения цены на нефть. Но трагедии в этом нет, — сказал Pravda.Ru Виталий Бушуев, генеральный директор Института энергетической стратегии. - Девальвация рубля является ответной реакцией на падение цен на нефть, и фактически в рублях доходы от нефти мы не увеличиваем и не сокращаем, они как были, так и есть. Поэтому когда говорят, что мы теряем для бюджета 100 миллиардов, то это все пугалки". Эксперт полагает, что никаких изменений в сторону пересмотра социальных программ, по крайней мере в ближайшие два-три года, не будет, потому что "мы получаем доход в бюджет в рублях и платим рубли".

Другое дело, что инфляция съест некоторую добавку, поэтому ЦБ действует совершенно правильно, борясь сейчас за поддержание инфляции на прежнем уровне, сказал эксперт. По мнению Виталия Бушуева, цена на нефть в первой половине 2015 года установится на уровне ста долларов и выше, потом будет небольшая "просадка", и среднегодовая цена на 2015 год будет не больше 95 долларов за баррель.

Оптимизм Виталия Бушуева радует, но он упускает из виду, что на фоне дорогого рубля и вкупе с санкциями сильно подорожают импортные товары народного потребления (на которые Россия подсела за кудринскую эпоху), кредиты, граждане не смогут выезжать за рубеж на отдых, а в России отдохнуть дорого, из-за билетов на транспорт, или некомфортно. Экономика будет стагнировать, сократится занятость, уже сейчас работодатели понижают заработную плату, о повышении и речи не идет. Готово ли население России терпеть трудности?

И второй вывод — в борьбе за наполняемость бюджета через балансировку между ценой на нефть и курсом рубля мы как-то совсем забыли, что установка-то для правительства РФ была совсем иная, а именно: слезать с нефтяной иглы и делать курс национальной валюты предсказуемым и стабильным. Надо снижать процентные ставки по кредитам, переходить на импортозамещение, запускать национальные проекты. Эти задачи были озвучены президентом на госсовете 18 сентября, и правительство обязалось дать конкретный план действий в ноябре. Однако месяц на исходе, а никаких вестей от премьера Дмитрия Медведева нет.

"Я предлагаю министерству финансов истерику прекратить и заняться своими делами, — сказал Pravda.Ru Андрей Крутов, член комитета ГД по энергетике. - Не попытками повлиять на мировую конъюктуру, а заняться собственной экономикой, прекратить раскачивать налоговую систему, прекратить сокращать бюджетные расходы по тем направлениям, по которым их не нужно сокращать. Пускай наши коллеги-министры из финансово-экономического блока думают не о том, что происходит в Вене, а думают о том, что происходит на территории РФ".

По мнению эксперта, последние предложения правительства в сфере налогооблажения топливно-энергетической отрасли наносят сокрушительный удар по этой отрасли. "Речь идет о налоговом маневре. (Маневр предполагает поэтапное сокращение в 1,7 раза в течение трех лет экспортной пошлины на нефть и в 1,7-5 раз — на нефтепродукты. Вместе с этим вырастет ставка налога на добычу полезных ископаемых: на нефть — в 1,7 раза и на газовый конденсат — в 6,5 раза. Для нефтекомпаний это означает рост прибыли от продаж нефти и снижение доходности нефтепереработки. — Ред.) Он приведет к двум основным негативным последствиям — катастрофическому росту цены на бензин и к удару по инвестиционным программам наших нефтяных компаний. Никакой ОПЕК не имеет к этому отношения. Это полностью инициатива нашего правительства", — сказал Андрей Крутов.

Читайте также:

Почему и куда падают цены на нефть

Что ждет экономику России в 2015 году

Автолюбители и нефтяники в одной налоговой петле

Американские ковбои объездят цены на нефть

Новый бюжет для минфина — что дышло