Открылся саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Китае. Это момент истины для России, и президент Путин предложил партнерам участие в грандиозных российских проектах. Успех очень возможен, поскольку есть альянс с Китаем — главным региональным игроком. А как же США, которые объявили АТР зоной своих главных интересов?
АТЭС действует как международный консультативный форум для обсуждения экономических вопросов. Однако под ними лежат вопросы политической и геополитической борьбы в плане своего видения организации экономического пространства. В этом контексте вырисовываются три крупных игрока: Россия, Китай и США. Кроме глав этих стран на саммите присутствуют лидеры из Австралии, Брунея, Вьетнама, Гонконга, Индонезии, Канады, Республики Корея, Малайзии, Мексики, Новой Зеландии, Папуа - Новой Гвинеи, Перу, Сингапура, Таиланда, Тайваня, Филиппин, Чили, Японии.
Для России в условиях санкций и переориентации на Восток данный форум имеет огромное значение. Владимир Путин в своем сегодняшнем выступлении обозначил привлекательный имидж экономики России для зарубежных инвесторов. Президент говорил о хорошем макроэкономическом климате и о том, что Россия не будет ограничивать движение капитала. Путин пригласил партнеров по АТЭС поучаствовать в двух грандиозных инвестиционных проектах. Первый — трансазиатский транспортный хаб, включающий в себя модернизацию Транссиба, БАМа, "сухих" и обычных портовых комплексов с установкой по пути следования системы ГЛОНАСС. И второй — обустройство Северного морского пути, который вдвое сократит для азиатских стран доставку грузов в Европу.
"Эти два проекта, предложенные Путиным, имеют колоссальную историческую значимость, они лежат в основе Евразийского проекта России, - сказал Pravda.Ru Сергей Гриняев, генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов. — К этим двум проектам я бы добавил третий — это экономический логистический хаб в Крыму. В Крыму будет заканчиваться великий Шелковый путь, который берет начало в Китае. Он пройдет по Транссибу, БАМу, через страны Центральной Азии в Крым и дальше, либо на Запад, либо морем в Северную Африку. Вот эти три узла — это, по большому счету, основа экономического могущества Евразийского союза и начала интеграции, в том числе, и азиатских государств совместно с Россией в общих проектах".
Для всех очевидно, что вокруг Китая должно формироваться любое экономическое партнерство в регионе. Излишне говорить об экономической мощи Китая, который недавно по ВВП, рассчитанному на покупательную способность, обогнал США. Но положение Китая в регионе осложнено территориальными спорами в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях с Филиппинами, Вьетнамом, Японией и попытками диктовать передвижение воздушных судов над Восточно-Китайским морем. Такая политика встречает осуждение соседей, но осуждай — не осуждай, а Китай является крупнейшим торговым партнером для всех, даже для Японии. Китай также является крупнейшим кредитором и торговым партнером США. Однако их взаимодействие в регионе не складывается. Китай умело играет на низком курсе юаня, дешевой рабочей силе, хорошей инфраструктуре, емком рынке, что вызывает раздражение финансововых кругов Америки. Бегство реального сектора в Китай - одна из главных претензий конгрессменов к Обаме.
Что касается США, то Вашингтон давно пытается реализовать среди стран АТЭС интеграционный проект под названием "Транстихоокеанское партнерство", однако Китай в этом договоре под диктатом Америки участвовать не хочет. В целом план Обамы по развороту внешней политики США в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) забуксовал после того, как на горизонте появилась угроза в виде "Исламского государства", а стратегический уход из региона Ближнего Востока вылился в то, что союзники перестали слушаться дядю Сэма. Израиль не поддержал санкции против РФ, а Саудовская Аравия играет на понижение против техасской сланцевой нефти. Кроме того, США переусердствовали со ставкой на военную мощь Японии, взяв возможные военные риски на себя. С их подачи Токио снял ограничения на использование сил самообороны, что вызвало критику и в Китае, и в Южной Корее, и во Вьетнаме. Япония в странах АТЭС воспринимается как нераскаявшийся агрессор, поэтому растет недоверие. В заключение скажем, что экономическая мощь США уже не такая, чтобы играть на два фронта. Придется, видимо, возвращаться на Ближний Восток.
Помимо трех главных игроков, можно выделить Индию, позиция которой расценивается как наиболее балансирующая между формирующимися блоками Китай - Россия и США — Япония. Об этом много пишут американские аналитики, например, Гилберт Розман (Gilbert Rozman) в статье в Foreign Affairs указывает, что просматривается линия на сближение позиций России и Китая в противовес позиции США. Бесполезно принижать очевидное совпадение политических интересов этих стран, пишет автор, достаточно сказать, что в обеих странах события на Украине и в Гонконге представлены результатом действий США, так же как и экономический кризис 2008 года, и налицо желание идти собственным цивилизационным путем развития. Другой аналитик, Ян Бреммер, утверждает, что планета движется в неопределенную эпоху G-ноль, где гегемония США умирает без четкого преемника, а Россия и Китай почти наверняка сформируют мощный блок.
"Сегодня в качестве линий разлома и сотрудничества можно выделить укрепление связей между Россией и Китаем. Я думаю, что эти два геополитических центра: Россия, как основа Евразийского союза, и Китай, как самостоятельный геополитический центр, — определяют повестку дня не только форума, а, как минимум, первой половины XXI века", — сказал Pravda.Ru Сергей Гриняев. Собственно, остальные приглашены в этом действе поучаствовать.
Читайте также:
Азии Украина совсем не интересна
"Идет колоссальный передел газового рынка"
США рассматривают сценарии войны с КНР