ФAC предложила легализовать параллельный импорт — ввоз товаров без прямого договора с их правообладателями. Считается, что это позволит застраховаться от санкций, которые могут ограничить поставки отдельных товаров через официальных дистрибуторов. Тех же станков, которые в РФ почти не производят… Может, пришло время легализовать параллельный импорт?
Как уже не раз писала Pravda.Ru, сейчас мы боремся с последствиями санкций в основном секторальным импортозамещением. Но предлагаемая Федеральной антимонопольной службой либерализация параллельного импорта намного, так сказать, круче — этот своеобразный бумеранг несколько более чувствителен для тех, кто санкции, собственно, и затеял.
Легализация параллельного импорта в какой-то мере обезопасит Россию, если какие-то поставки через официальных дистрибуторов будут ограничены решениями властей иностранных государств, считают наши антимонопольщики. И они, наверное, во многом правы. Вообще-то, конечно, правообладатель не сможет запрещать ввоз в Россию товаров, если они были законно введены в оборот — и это предусматривают поправки к Гражданскому кодексу РФ, подготовленные Федеральной антимонопольной службой еще в июне нынешнего года.
И, по сути, ФАС уже давненько выступает за легализацию параллельного импорта, то есть переход России с национального (или регионального — в рамках Таможенного союза) на международный принцип исчерпания прав на товарные знаки. Однако нынешние движения "в правильном направлении" в этом ведомстве могут этот процесс еще более ускорить. То есть, в принципе, продавать в России брендированные товары легально сможет не только их правообладатель или его официальные партнеры, но и любой импортер независимо от того, где он их приобрел. Об этом пишет, в частности, "Коммерсантъ".
"Мы не воспользовались этим до сих пор, потому что действующие нормы о товарных знаках из четвертой части Гражданского кодекса прямо это запрещают, - рассказала в интервью Pravda.Ru заместитель директора Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Светлана Авдашева. - То есть эти нормы запрещают без согласия правообладателей ввозить на территорию РФ то, что приобретено у них для последующей продажи. Дело в том, что параллельный импорт — это тема, в основном, про товары потребительского назначения. И распространяется это в большей степени на такого рода товары, а не на оборудование и не на технологии. Предположим, пиво или водку приобрести у официального дистрибутора, скажем, в Чехии и везти в Россию — это легко можно представить.
А вот приобрести оборудование для разработки месторождения на арктическом шельфе у кого бы то ни было, кроме производителя, как правило, нельзя. Поэтому как прямая защита от санкций либерализация параллельного импорта будет иметь эффект, но ограниченный. На самом деле, реализация параллельного импорта, в общем-то, нацелена в первую очередь не на станки…"
Исторически, когда в России ограничили параллельный импорт, то тем самым старались создать стимул для того, чтобы правообладатели инвестировали в производство в России. Но где-то это сработало хорошо, а где-то меньше. И прогнозировать, что будет сейчас, пока довольно сложно, добавила Светлана Авдашева.
"Вообще, в России менталитет такой: мы запрягаем долго, но потом едем быстро, — считает заместитель председателя Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Елена Паничкина, с которой связался корреспондент Pravda.Ru. — Сейчас у нас стало много продукции именно российской в магазинах. Но нужно учитывать, что зарубежные производители, в частности сельхозпроизводители, получают за рубежом очень большие субсидии и на развитие, и в случае потери урожая. У нас это в несколько раз меньше…
Но все санкции, думаю, сыграют даже в плюс России: наконец-то мы научимся делать сами и свое. Риск для России остаться, скажем, без станков, конечно же, есть, но я думаю, что выход найдется. В частности, в том, что касается высокоточного станкостроения, — конечно же, тут есть минусы. Но тут, наверное, не стоит пока спешить с окончательными выводами!"
В общем-то, многие другие эксперты уже вполголоса предупреждают о возможном репутационном ущербе для России, которая в случае разрешения параллельного импорта превратится исключительно в страну-импортера. Но стоит вспомнить, что руководству ФАС, минобрнауки, минэкономики, минпромторгу и Федеральной таможенной службе поручил проработать очередные предложения по легализации параллельного импорта не кто-нибудь, а сам первый вице-премьер Игорь Шувалов, причем еще несколько месяцев назад. И ФАС тогда же стала конкретно определять приоритетные группы товаров, подлежащих параллельному импорту.
На первом этапе, по замыслам, разрешат параллельный импорт парфюмерии и косметики, автозапчастей и продуктов питания, по которым можно будет наиболее наглядно оценить экономические последствия нового порядка. Ну и, естественно, те товары, от которых в той или иной мере зависит безопасность страны. К примеру, станки и производственное оборудование, электроника, самолеты и многое из того, что связано с космосом.
Также планируется, что окончательный правовой режим параллельного импорта должен войти в полную силу к 2020 году — хотя кто его знает, сохранятся ли до того времени санкции.
И напоследок стоит вспомнить, что, вообще-то, параллельный импорт не нами придуман, это давняя общемировая практика, многими странами опробованная. Ничего особо нового. И некоторым ретивым борцам с российской экономикой давно уже пора было смекнуть, что на каждую хитрую санкцию есть вполне реальный бумеранг…
Читайте также:
Экономику России погубит бездействие
Разве Россия хочет быть европейской страной?
Автопром России спасет "китайский метод"