Правительство утвердило план мероприятий по реализации концепции развития внутренней продовольственной помощи в России. Поможет ли этот план поднять сельское хозяйство и повысить продовольственную безопасность страны? Есть ли в России конкретные наработки в этой области? Что конкретно из продовольствия будет закупаться у наших производителей?
Концепцию развития внутренней продовольственной помощи в России утвердил лично премьер-министр Дмитрий Медведев, а правительство уже утвердило план мероприятий по реализации этой концепции. Как указано на официальных правительственных сайтах, это одно из направлений господдержки в сфере развития сельского хозяйства, оно предусматривает, в частности, совершенствование правого регулирования отношений, связанных с обеспечением и организацией здорового питания отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке.
Также предусмотрено оказание государственной поддержки развитию производственной и товаропроводящей инфраструктуры, внутренней продовольственной помощи в России. Отложена как минимум до 2020 года приватизация животноводческих племенных хозяйств, которые были внесены в программу приватизации.
Документ не свежеиспеченный, подготовленный минсельхозом документ был одобрен на одном из заседаний кабмина еще 3 июля, то есть подразумевается, что он проработан и продуман. И вроде бы документ вселяет надежду. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд.
"Сейчас план реализации утверждается, но, исходя из самой концепции, пока не видно, каким образом будут выбираться вот эти семьи, которым предполагается помогать, - поделилась своим мнением с Pravda.Ru директор Центра агропродовольственной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор экономических наук Наталья Шагайда. - Ведь предполагается делать, развивать производственно-логистическую структуру внутренней продовольственной помощи, причем за счет бюджетных ассигнований. Но создавать это именно для того, чтобы только нуждающееся население прокормить - это, по крайней мере, странно... С одной стороны, не видно пока, каким именно образом будет оказываться поддержка сельского хозяйства через развитие продовольственной помощи. А с другой стороны, неясно, как будут, собственно говоря, люди получать эту продовольственную помощь, потому что каждая из семей имеет разный уровень дохода.
Читайте также: Сергей Фокин: С ЕC не надо договариваться, сами санкции отменят
Сказано, что будут сделаны столовые, или продуктовые наборы. Но еще говорится, что будут предоставляться деньги, предусмотрены какие-то отдельные магазины... Понимаете, это вообще отдельная структура. На самом деле, мне, кажется, что разумнее посмотреть на другие страны мира, где люди, у которых есть доходы, но их недостаточно, они получают некоторое количество денег, идут в магазин и покупают продукты - у нас это могут быть продукты российского производства, с особыми маркировками. И могут расплачиваться за них талонами продовольственными, которые содержат в себе деньги.
То есть это было бы встроено в общую систему, уже существующих логистических центров, магазинов, не надо было бы ничего создавать, ехать в этот конкретный социальный магазин... Многое написано, но, с одной стороны, неясно, какая будет конкретная помощь для развиваться сельскому хозяйству, а с другой стороны, неясно, каким образом все это в результате поможет семьям с разными доходами. В этом смысле отношусь к этой теме как-то критически...".
По мнению эксперта, в этой концепции продовольственной помощи озвучены вещи, безусловно, полезные - что это мероприятия, направленные на развитие сельских коопераций, логистических центров, создание оптово-распределительных центров, и прочее. Но это полезно вообще для развития сельского хозяйства, а не только в рамках конкретно продовольственной помощи. Эта концепция смущает тем, что она очень схематична. И тут на первом этапе стоит задача ее конкретизировать - организовать мониторинг, упорядочить перечень первоочередных мероприятий, добавила Наталья Шагайда.
Читайте также: Санкции вгоняют ЕС в Великую депрессию
"Речь в первую очередь идет об импортозамещении - это компенсационные меры, связанные с введением санкций, эмбарго, нашим запретом на ввоз в Россию продукции, продовольствия, - рассказал в интервью Pravda.Ru председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадий Горбунов. - Но речь идет и о другом, чтобы это была качественная продукция, и строго отслеживать объем квот, на которые будут даны разрешения на ввоз этой продукции к нам. Чтобы наши производители сельхозтоваров были тоже уверены, что при увеличении собственного производства той продукции, которой нам не хватает сейчас, эти направления развивались и потом. И чтобы решали проблему внутреннего обеспечения России подавляющим большинством видов животноводства не только во время санкций, но и в дальнейшем.
У отечественных производителей мы все будем закупать с увеличением - а у нас дефицит говядины, свинины, молока... Естественно, для того, чтобы увеличить объемы производства продовольствия, должны, конечно, быть определенные финансовые вложения. Но, к сожалению, бюджет у нас сегодня не резиновый".
Ну, с концептуальностью примерно понятно, теперь немного конкретики с официальных правительственных сайтов. План мероприятий по реализации концепции предусматривает пять пунктов, предусмотрена поддержка отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, увеличение объемов госзакупок отечественной пищевой продукции в организациях социальной сферы и оказание государственной поддержки развитию товаропроизводящей инфраструктуры внутренней продовольственной помощи в России.
Развитие системы внутренней продовольственной помощи планируется в два этапа. На первом (2014-2015 годы) предполагается, в частности, оказание государственной поддержки развитию производственной и логистической инфраструктуры. На втором этапе (2016-2020 годы) - совершенствование системы внутренней продовольственной помощи, принятие программ субъектов Федерации, предусматривающих развитие внутренней продовольственной помощи. Также планируется увеличение объемов государственных и муниципальных закупок отечественной пищевой продукции и оказание адресной продовольственной помощи нуждающимся гражданам.
Читайте также: Санкции спрессовали время: ждать больше нельзя
К 2020 году до 90 процентов отдельных (читай - малоимущих) категорий граждан будет обеспечено высококачественным сбалансированным питанием с учетом рациональных норм потребления пищевых продуктов. Удельный вес отечественной сельхозпродукции и продовольствия в обеспечении системы внутренней продовольственной помощи в РФ дойдет до 80 процентов. Внушительно, чего уж там.
По официальной статистике, в сфере сельского хозяйства в России осуществляют деятельность 167,6 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, 55,6 тысяч индивидуальных предпринимателей, 34 тысяч малых сельхозорганизаций и микропредприятий, 16,3 миллиона личных подсобных хозяйств, в том числе 2,4 миллиона личных подсобных хозяйств ведут товарное производство. По производству мяса скота и птицы есть общий рост на четыре процента с начала 2014 года. А вот по молоку падение, хоть и не очень значительное. А ведь, как уже писала Pravda.Ru, по мясу и молоку Россия очень зависит от заграничного импорта, в том числе и из тех стран, против которых мы ввели ответные санкции...
А как там в регионах, на местах, на земле? На местах люди всегда более конкретны, чем в столицах. Информационный партнер Pravda.Ru, поморское издание "Двина-Информ", опубликовало накануне местное мнение по теме нашей публикации.
"Чтобы было импортозамещение, конкретно нам нужно четыре года. Ведь увеличение поголовья, к примеру, быстро сделать просто нельзя: корову сначала нужно взять, она должна вырасти, отелиться и только потом начнет давать молоко, - заявила заместитель генерального директора по маркетингу архангельского ОАО "Молоко" Любовь Сыровенко. - А вкладываться в развитие каких-то там "бизнесов" очень рискованно с точки зрения того, что завтра санкции отменят, поток импортной продукции хлынул, и пойдет дисбаланс по ассортименту, и все наши вложения тут же лопнут...".
Но гораздо более значительное влияние на ведущее архангельское молочное предприятие оказал курс евро - там итальянское и голландское оборудование, голландская упаковка, и все сказывается на себестоимости продукции. Цены пока сами стараются держать, как могут. А вот в Белоруссии, из которой в тот же Архангельск поставляется все больше молочной продукции, действует государственное регулирование цен, и молоко там всегда было дешевле. Поэтому даже на далеком Севере, в самой что ни на есть глубинке, есть и определенная зависимость от Беларуси, как ни странно. И так, что самое интересное, почти по всем российским регионам!
Читайте также: Санкции: из огня Запада в полымя Китая
Такие конкретные ситуации в вышеуказанной концепции, да даже и в программе, почти не предусмотрены, даже если читать их очень-очень внимательно. Вообще это почти единое мнение всех российских фермеров, которое не раз было озвучено в нашей прессе. Люди "на земле" часто говорят: ну, начнем вкладываться в собственное производство, ну, начнем заменять импорт, благо, что желание такое есть. Но политики так возьмут и вдруг договорятся между собой, мало ли.
И к нам опять хлынет дешевый, качественный, великолепный продовольственный импорт, с которым большинство российских товаров по многим показателям конкурировать пока не может. И звучат даже робкие предложения "с земли": да уж лучше бы санкции остались на подольше, тогда и был бы более глубокий смысл на полях и фермах корячиться -улучшать, поднимать и развивать производство, причем надолго.
"Естественно, для того, чтобы увеличить объемы производства собственного продовольствия, должны, конечно, быть определенные финансовые вложения, - сказал Геннадий Горбунов Pravda.Ru. - В этом году 20 миллиардов выделяется на то, чтобы погасить задолженность по субсидированным кредитам, по выплате 2/3 ставки рефинансирования кредитов по инвестиционным. На будущий год добавляется к программе 20 и в этом году еще пять миллиардов, это в уставном капитале Россельхозбанка. На будущий год еще добавляется к программе 20 миллиардов рублей".
Конечно, цифры из уст признанного эксперта дополнительные надежды все-таки внушают. И очень хотелось бы, чтоб не вышло по-черномырдински, типа "...а получилось как всегда", или по народной мудрости "гладко было на бумаге...". Но, во всяком случае, реальность перспектив реализации концепции, по крайней мере, на той же столичной бумаге, все-таки просматривается. Хоть только и под увеличительным стеклом экспертной оценки...