Соединенные Штаты в последнее время активно взялись за нефтяные и газовые, в том числе сланцевые, разработки, в результате чего фермерству наносится ущерб: как от загрязнения территорий, так и от загрузки железнодорожного и морского транспорта (фермерам иногда не на чем вывозить продукцию). А тут еще намерение обеспечивать Европу энергоносителями вместо России…
Может ли такое произойти, что США попадут в сети сырьевой экономики, в которые, собственно, угодила Россия в 90-е, когда почти убили отечественное село? Может ли заметное развитие сырьевого сектора в США, которое ускорилось за счет сланцевых разработок, также пагубно сказаться на менее эффективной сельскохозяйственной отрасли? Пресса по этому поводу шумит. Чего стоит, например, такой заголовок в одном из известных изданий: "Газ и нефть угрожают сельскому хозяйству США"?
Причем такой и ему подобные заголовки в обилии появляются не только в российской, но, что особенно важно, и в западной прессе, в том числе в американской. И действительно: ведь хотя бы теоретически быстрый рост темпов добычи энергоносителей, таких как природный газ и нефть, может создавать угрозу для развития сельского хозяйства. Проблема в том, что эти сектора могут использовать одинаковую инфраструктуру, и бизнесу, согласитесь, значительно выгоднее транспортировать нефть, чем зерно. Которое надо еще посеять, удобрить, собрать, просушить и много еще чего…
"Я думаю, что американцы все-таки смогут диверсифицировать свою экономику, у них сельское хозяйство развито очень серьезно, у них показатели по урожайности, по рентабельности сельскохозяйственной отрасли одни из лучших в мире, — рассказал в интервью Pravda.Ru депутат Государственной Думы ФС РФ, член комитета по аграрным вопросам Сергей Доронин. — Программа поддержки сельского хозяйства очень здорово работает, у них только на продуктовые карточки для населения (это карточки, которые выделяются малообеспеченным слоям населения) выделяется 76 миллиардов долларов.
Читайте также: Как сделать жизнь на селе лучше
Люди, получая такие продуктовые карточки, имеют право на них отовариваться в продуктовых магазинах сельскохозяйственной продукции и переработанной сельхозродукции, готовой пищевой продукции. То есть, это хлеб, мясо, молоко, молочные продукты и так далее. Именно это стимулирует сбыт внутренний сельхозпродукции в гигантских масштабах. Увы, у нас на всю поддержку сельскохозяйственной отрасли в государстве выделяется порядка 10 миллиардов долларов всего, причем это вместе с регионами.
Поэтому, я думаю, они начинают сегодня развивать как раз сланцевый газ, сырьевую экономику — и это дополнение, по сути, к уже развитому сельскохозяйственному комплексу. Это дополнительные доходы, возможности. У них устойчивое сельское хозяйство, у них мировые рынки стимулируют сельхозтоваропроизводителя с захватом мировых рынков. Пример самый яркий — это поставка в нашу страну "ножек Буша" пресловутых. Ведь они поставляют огромные объемы!".
Потом, по мнению эксперта, есть такая схема: организация ООН снабжает беднейшие страны мира продуктами питания. То есть определенный бюджет есть у этой организации, который оплачивает странам-производителям сельхозпродукции поставки в бедные страны. Американцы в той программе больше всех в процентном отношении поставляют продуктов. Если Россия 0,1 процента от всего объема поставок, то американцы 10 — в тысячу больше! А там огромные цифры -десятки, сотни миллиардов. "Мое экспертное мнение, что никоим образом развитие добычи углеводородов, даже сланцевых, не повлияет на то, что меньше будут субсидироваться или помогать сельскому хозяйству в США. Они экспансию по всему миру будут продолжать, развивать и поддерживать, потому что у них это здорово получается, у них отработана эта схема!" — добавил Сергей Доронин.
Читайте также: Украину зовут наступить на болгарские грабли
"Ну, для начала: в 90-е годы наше сельское хозяйство было убито не просто так, потому что мы были сырьевой экономикой, а потому что очень много было заинтересованных стран, которые руководили нашим руководством и специально убивали наше сельское хозяйство, — считает генеральный директор Ассоциации фермерских хозяйств Сергей Балаев, с которым корреспондент Pravda. Ru связался по телефону. — Если бы специально наше село не убивали, оно бы и на базе сырьевой экономики все равно бы развивалась и не падало. Естественно, нам помогли его загубить, вот и все. А что будет там у них, в США? Мы же не будем убивать их сельское хозяйство, или кто-то другой. Я думаю, вряд ли они таким образом сами будут убивать его…
С точки зрения экологии, это, конечно, ужасно, тут даже спору нет. А с точки зрения убийства сельского хозяйства — ничего подобного. Я же говорю — над нами очень долго работали и старались, чтобы убить все это специально, планомерно, были сделаны такие законы и все было сделано для того, чтобы сельского хозяйства у нас не стало. Но и у нас убить его совсем оказалось не так просто… Так что и у себя они его не погубят!"
Читайте также: Чума, мясо и никакой политики
В общем, если в США захотят (что вряд ли) погубить бизнес своих фермеров, то точно погубят. А не захотят — то и не пропадет оно у них, как у нас на издыхании СССР, в конце злополучных 1980-х и в лихие 90-е. Но тут вмешивается еще один нюанс — и даже, извините, целый нюансище. На экономику США (да и Европы тоже) уже заметно оказывают влияние не ценовые, банковские или какие-то другие чисто экономические факторы, а факторы скорее политические!
Идет война, пока холодная — и в значительной мере экономическая. Но война! США, притягивая за уши своих упирающихся европейских партнеров по НАТО, ведет войну не только с Россией (хотя сейчас в первую очередь с ней!), но еще и с кучей стран. Ну, а на войне — как на войне, и какие уж там законы экономики? Америка пообещала доверчивой Европе, что может заменить Россию в плане поставки топлива — и как бы объявила войну… самой себе!
Вот скажите — какого, пардон, лешего отдельные регионы США стремятся сейчас не упустить свой шанс и поучаствовать в сланцевом буме? Ведь в течение десятилетий сельское хозяйство было основой экономики, например, Северной Дакоты, составляя четверть экономической базы региона. Однако последние данные показывают, что там теперь гораздо больший вклад в экономику вносит нефтегазовый сектор.
Нефть, сланцевый газ — это "быстрые" деньги, сногсшибательная прибыль. Это пьянит. Поскольку трубопроводов в этом штате было немного, углеводороды перевозят по железной дороге. И грузы скоропортящегося зерна задерживаются из-за большой ее загруженности. В результате сельскохозяйственный бизнес теряет миллионы долларов, а производство многих товаров просто замедляется.
По данным "Вести-Экономика", у крупнейшего железнодорожного оператора Северной Дакоты Burlington Northern Santa Fe Railway на сегодня более 1300 вагонов ожидают погрузки зерна и других сельскохозяйственных продуктов. На Канадско-Тихоокеанской дороге этот показатель составляет почти тысячу вагонов. Причем динамика в последние дни понемногу превращается в почти критическую. Для фермеров такие задержки означают отмененные заказы от пищевых гигантов, которые не могут ждать несколько недель или месяцев. Это означает, что сельскохозяйственное сырье будет оставаться неубранным на полях, так как на складах не удастся хранить огромные объемы в течение долгого времени… В результате большого объема зерна произойдет обвал цен, и… Далее вы знаете — сценарий стандартный. И это только по штату Дакота.
Читайте также: Санкции: Грозит ли голод России?
Судя по американской прессе, в других сельскохозяйственных штатах, которым не повезло (то есть там есть сланцевый газ или нефть), обстановка не лучше. Согласно последним прогнозам Федерального департамента сельского хозяйства, только Канадско-Тихоокеанская железная дорога в целом не сможет выполнить около 30 тысяч заявок от фермеров аж до октября. Урожай гибнет… Необъявленная официально война США с Россией и почти со всем миром продолжается.
Общий вывод нам поможет сделать незабвенный премьер Виктор Черномырдин (мир праху) своими искрометными афоризмами. Только кажется, что эти слова в нынешних условиях мог бы изречь не только "наш" Виктор Степанович, но и их Барак Хусейнович: "На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом я стараюсь не пользоваться"…