Стартует космическая гонка нового поколения

Ухудшение отношений с Россией подстегнуло США к созданию собственных космических кораблей нового поколения, которыми предполагается заменить "вражеские" "Союзы" к 2017 году. Американское космическое ведомство заключило два контракта на общую сумму в 6,8 миллиардов долларов с компаниями Boeing и SpaceX. Означает ли это начало новой космической гонки?

Зависимость от России по части доставки астронавтов на МКС давно терзает американских властей, и действующий президент Барак Обама не раз заявлял о необходимости усиления роли NASA в космонавтике. Напомним, что США вовсе не девственны в отношении создания космических кораблей, и программа по запуску собственных шаттлов Space Shuttle NASA завершилась всего несколько лет назад, в 2011 году. При этом запущена она была в 1967 году, в самый разгар космической гонки, затеянной США и СССР в годы холодной войны, и спустя шесть лет после первого полета человека в космос — величайшего достижения советской космонавтики.

Читайте специальный сюжет США мечтают о монополии в космосе

Называется несколько причин сворачивания программы Space Shuttle, в числе которых слишком большие затраты и высокая аварийность челноков, сопряженная с гибелью астронавтов. В общей сложности в ходе самостоятельных запусков космических кораблей американцами погибли 14 человек. Но одной из основных причин все же являлась амбициозная программа под названием "Созвездие", на которую предполагалось бросить все силы и деньги, какие только есть в американской космонавтике. Задачей этой новой программы стало, как не сложно догадаться, организация полетов на Марс и постоянных полетов на Луну. Пока ни того, ни другого не случилось и, по всей видимости, NASA решило заняться более прогматичными целями — хотя бы профинансировать американский вариант "Союза".

"Это было естественное желание, они к этому шли. Все идет в том порядке и с теми денежными затратами, которые они могут себе позволить. Да, на протяжении нескольких предыдущих лет конгресс регулярно занижал средства на эту программу, и, следовательно, NASA как орган правительства Соединенных Штатов выступал против, упирая на то, что Америка остается в зависимости от России. И это плохо. Возможно, события последнего года подстегнули желание всех заинтересованных сторон о том, чтобы это проблема была наконец снята. Но просто говорить о том, что это было главной причиной никак нельзя. Что касается кораблей, в общем, я не сомневаюсь, что американские инженеры вполне способны сделать корабль класса "Апполона" даже сейчас", — поделился мнением в беседе с Pravda.Ru редактор, обозреватель журнала "Новости космонавтики" Игорь Лисов.

Читайте также: Гамлет Ханян: Мы должны добраться до лунных запасов гелия-3 раньше американцев

Корабли серии "Аполлон" — это те самые американские капсулы, которые участвовали в программе полетов на Луну с 1968 по 1975 годы. Данная программа, напомним, была крайне дорогостоящей, она обошлась NASA (согласно Стиву Гарберу, куратору сайта об истории американского космического ведомства) в сумму 136 миллиардов современных долларов. Создание собственных космических кораблей, понятное дело, занятие тоже весьма затратное. И это уже доказала программа Shuttle, согласно которой были разработаны челноки с расчетом на 20 и более запусков в год, тогда как на деле осуществлялось всего 4-5. В результате один запуск стал обходиться NASA в 400-500 миллионов долларов, а это дорогое удовольствие даже для барабанящей себя в грудь Америки. Сегодня же значительные финансовые траты США приходятся на боевые действия в странах Ближнего Востока и не только. Способны ли Штаты финансировать сейчас космонавтику в нужной степени?

"Конгресс Соединенных Штатов каждый год определяет бюджет. Вот бюджет NASA составляет, наверное, 14 миллиардов в год. Значительная часть при этом идет на эксплуатируемую космонавтику. Поэтому не нам с вами решать, это решит американский конгресс, что если поставлена задача разработать, изготовить космические аппараты, они будут. Что касается программы Shuttle, то, действительно, получилось так, что Shuttle стал намного дороже американцам, чем планировалось. И там было две основных причины: первая — считалось, что шаттл будет летать значительно чаще, чем фактически оказалось, потому что грузов для этих космических самолетов было меньше, чем ожидалось. Второе — оказалось, что после возвращения на землю нужен значительный ремонт. И это вот удорожило значительно, это была очень дорогая система", — рассказал нашему корреспонденту главный научный сотрудник, профессор Олег Вайсберг.

Читайте также: Ольга Гершензон: Прорыв США в космической отрасли обеспечен частным сектором

Впрочем, с привлечением частного бизнеса (а новые космические корабли, как уже сообщалось выше, будут создавать компании Boeing и SpaceX) задача с финансированием значительно упрощается. Совместный проект подразумевает создание капсул CST-100 и Dragon, которые будут доставлять астронавтов на орбиту и на борт МКС в скором 2017 году. В том, что США обретут самостоятельность в сфере пилотируемых космических кораблей, эксперты, опрошенные Pravda.Ru, не выразили сомнений. Но не обернется ли это новой космической гонкой в свете сложной политической ситуации на мировой арене, когда западный мир резко стал выступать против России?

"Где гонка? Мы тоже потихоньку модернизируем "Союз", мы делаем пилотируемый корабль нового поколения. Следует ли это рассматривать как гонку или как естественную смену поколения космической техники — это уже вопрос интерпретации", — считает Игорь Лисов.

Читайте также: Олег Вайсберг о космическом будущем России и США

"Важен вопрос договоренности между странами, — замечает в свою очередь Олег Вайсберг. — Если у нас будут дружеские отношения, я думаю, обе системы будут использоваться двумя странами. Если у нас не будет дружеских отношений, значит, наши космонавты будут летать на наших системах космических аппаратах, а американцы будут летать на американских".