Коммунисты в Госдуме возлелеяли надежду вернуть светлое прошлое и выступили за участие государства в регулировании цен на еду. В правительстве идею отвергли, несмотря на ее уместность в связи с ростом цен на некоторые продукты после ввода продовольственного эмбарго. Ведь можно ли внедрить эту меру без очередного "кровопролития" в бизнес-среде?
Представить процесс госрегулирования цен в условиях конкурентного рынка довольно непросто несмотря даже на то, что речь идет не о повсеместном участии государства, а о частичном. То есть, меру предлагалось применить в отношении так называемых социальных продуктов. Другими словами, молоко, мясо, хлеб и детское питание чиновники посчитали нужным притормозить в стоимости. Для покупателей, безусловно, от такого решения были бы одни плюсы, ведь одно дело бравировать руководству страны за волевой ответ европейским и американским агрессорам, а другое дело — не иметь возможности купить элементарные продукты, чтобы накормить семью.
Однако цепочка рыночной экономики не позволит нам недолго наслаждаться доступными продуктами питания и вмешательство государства в процесс производства-сбыта продукции вполне может привести в дефициту. В этом убеждены большинство экономистов. А продовольственный дефицит — это уже как раз тот пункт, который, наверное, хотелось бы оставить в социалистическом прошлом даже инициаторам идеи из КПРФ. Хотя если не рубить с плеча, рациональное зерно в предложении коммунистов есть. Ведь на самом деле они ратуют за российских крестьян и фермеров, которые несмотря на то, что именно из-под их рук выходят продукты потребления, имеют от продажи всего шесть-восемь процентов прибыли, тогда как, по замечанию тех же коммунистов, за рубежом фермеры получают 50 процентов от произведенных продуктов.
У нас же в стране единственные, кто получает сполна, — это торговцы. Бизнесмены то есть. Вот на них и обрушивают дамоклов меч российские коммунисты, призывая сократить их прибыль в пользу крестьян. И тем самым вмешаться в рыночный процесс, устанавливая предельные размеры торговых надбавок. Так, согласно законопроекту, наценка для зерна, молока, овощей и другой продукции должна составлять для изготовителей 45 процентов от себестоимости производства, для переработчиков — 15 процентов от отпускной цены производителя, для организаций оптовой торговли — десять процентов, а для самого последнего звена, розничных торговцев, — 15 процентов от отпускной цены оптовиков. Как оценивают данную инициативу эксперты?
"В условиях рыночной экономики искусственно, точнее, декларативно, сдерживать цены достаточно сложно, — считает генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина, с которой побеседовал корреспондент Pravda.Ru. — Потому что все участники рынка по всей цепочке, начиная от производителя и заканчивая розницей, ориентируются на ценовую конъюнктуру и на баланс состояния рынка. То есть, в основе изменения цен находится балансовая составляющая — уровень насыщенности рынка продукцией российского производства, доля импортной продукции и спрос населения. Декларативно сказать о той же самой сети, которая находится в частной собственности, что наценка должна быть 15 процентов, я думаю, что это не реально. Этот рост цен можно, видимо, все-таки ограничить путем каких-то компенсаций сети за упущенную выгоду. Но я думаю, что это достаточно серьезные бюджетные деньги и не реально это финансирование согласовать".
"Я думаю, дефицита продуктов не будет, — заверил Pravda.Ru доктор экономических наук, профессор, руководитель лаборатории социологии экономики Института социально-политических исследований РАН Игорь Богданов. — Просто то, что называется установление цен, — это самообман, потому что когда останутся коммерческие магазины, то через эти коммерческие магазины и будет идти реализация этих продуктов, а возвращаться опять к карточной системе, наверное, это вряд ли кому-то поможет".
Однако негативная сторона заключается в том, что пострадают от данной меры не только сетевики, которые и без того выжимают магазинчики среднего и малого бизнеса с рынка, открывая, помимо гипермаркетов, магазины формата "у дома". Вернее даже, сетевики могут пострадать в меньшей степени, чего не скажешь о точках сбыта, принадлежащих малым и средним бизнесменам, и без того едва выдерживающим конкуренцию.
"Мне кажется, более принципиально ограничить наценки, которые устанавливают торговые сети. То есть, не позволять торговым сетям производить любые наценки, которые они сами хотят, ограничить их. К сожалению, у нас бизнес так устроен, что мы пытаемся ограничить производителя, а не перекупщика, — говорит Игорь Богданов. — Рост цен можно сдержать только одним способом — ограничить посредников. А торговые сети — это посредники, точно так же, как перекупщики на рынках и везде. Вот если их суметь удержать в пределах, то тогда все будет нормально. Это нужно".
Но сегодня правительство решило-таки не совать нос в дела бизнеса, а наоборот, предоставить сетевикам самим проработать механизм сдерживания цен. Как заявила журналистам пресс-секретарь вице-премьера Аркадия Дворковича Алия Самигуллина, сегодня состоялось совещание, на котором было принято решение о подписании меморандума между отраслевыми общественными организациями. В меморандум предполагается включить общие принципы сотрудничества участников рынка в рамках работы по сдерживанию роста цен на сельхозпродукцию, сырье и продовольствие. Впрочем, было особенно подчеркнуто, что законопроект о госрегулировании цен не отвергнут окончательно и может быть принят в перспективе.
Напомним, что ранее Pravda.Ru уже писала о резком повышении цен на продукты, ввоз которых в Россию ограничен из таких стран, как члены Европейского союза, США, Австралия, Канада и Норвегия. При этом повышение цен эксперты признали искусственным, заметив, что таким образом, скорее всего, на эмбарго отреагировали именно сетевики. Сейчас за дело взялась антимонопольная служба, которой предстоит доказать факт безосновательного повышения продовольственных цен.
Читайте также:
Почему российская рыбка стала золотой
Супермаркеты, к вам едет... ФАС
Европа: на тебе, Россия, что мне негоже