Новый раунд энергетических санкций против России со стороны США подразумевает запрет на поставку оборудования для глубинной добычи, разработки арктического шельфа и сланцевых запасов нефти и газа. Очевидно, что американцы хотят загрести под себя энергетический рынок, и сланцевые разработки в особенности. Смогут ли США добиться цели путем запретов?
Итак, новые жесткие санкции Вашингтона против энергетического сектора России уже официально вступили в силу. Они означают, по сути, дополнительный контроль американскими властями экспорта определенных технологий и продукции. В список запрещенного к вывозу в Россию оборудования входят буровые платформы, детали для горизонтального бурения, подводное оборудование, морское оборудование для работы в условиях Арктики, программное обеспечение для гидравлического разрыва пласта, дистанционно управляемые подводные аппараты, насосы высокого давления. Таким образом, вопрос о выдаче лицензий на экспорт этого оборудования будет решаться не только на основании общих правил, но по каждому отдельному случаю.
Но прежде чем говорить непосредственно о санкциях и их последствиях, а также о нашем "зеркальном ответе", давайте вспомним, что же это такое — сланцевый газ, вокруг которого в последнее время столько разговоров. Вообще, сланцевый природный газ — это тот газ, который добывают из горючих сланцев и который состоит преимущественно из метана. Первая коммерческая газовая скважина в сланцевых пластах была пробурена в США еще в далеком в 1821 году Уильямом Хартом. Он с тех пор и считается в США "отцом природного газа". Правда промышленная добыча сланцевого газа началась в США гораздо позже.
Масштабное промышленное производство сланцевого газа было начато компанией Devon Energy в США в начале 2000-х. Именно она на месторождении Barnett Shale в 2002 году впервые пробурила горизонтальную скважину. Благодаря резкому росту добычи газа, названному в СМИ "газовой революцией", в 2009 году США стали мировым лидером в этой области (745,3 миллиарда кубометров), причем более 40 процентов газа приходилось на нетрадиционные источники (метан угольных пластов и как раз таки сланцевый газ).
В первом полугодии 2010 года крупнейшие мировые топливные компании потратили 21 миллиард долларов на активы, которые связаны с добычей именно сланцевого газа. На тот момент некоторые комментаторы высказывали мнение, что ажиотаж вокруг сланцевого газа, именуемый "сланцевой революцией", — результат рекламной кампании, вдохновленной рядом энергетических компаний, вложивших значительные средства в проекты по добыче сланцевого газа и нуждающихся в притоке дополнительных сумм. Как бы то ни было, после появления сланцевого газа на мировом рынке цены на газ стали падать.
К началу 2012 года цены на природный газ в США упали до уровня значительно ниже себестоимости добычи сланцевого газа, в результате чего крупнейший игрок на рынке сланцевого газа — компания Chesapeake Energy — объявила о сокращении производства на восемь процентов, а капитальных вложений в бурение — на 70. В первом полугодии 2012 года газ в США, где наблюдалось его перепроизводство, стоил дешевле, чем у нас в России. Низкие цены вынудили ведущие газодобывающие компании сократить добычу, после чего цены на газ пошли вверх. К середине 2012 года ряд крупных компаний, занимающихся добычей сланцевого газа, стали испытывать финансовые трудности, а Chesapeake Energy оказалась на грани банкротства.
По сведениям директора Института проблем нефти и газа РАН академика Анатолия Дмитриевского, себестоимость добычи сланцевого газа в США на 2012 год — не менее 150 долларов за тысячу кубометров. По мнению большинства экспертов, себестоимость добычи сланцевого газа в таких странах, как Украина, Польша и Китай, будет в несколько раз выше, чем в США. Вообще, себестоимость сланцевого газа выше, чем традиционного. Вот такой рынок загадочного сланцевого газа, о котором идет речь. Ну, а теперь слово экспертам.
"Очень показательна тут история Ирана, который, как известно, несколько лет назад попал под санкции, — рассказал в интервью Pravda.Ru генеральный директор "Инфотэк-терминал", ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. — Американцы запретили там работать любым западным компаниям, и западные компании оттуда ушли. После этого их место благополучно занял Китай, и в настоящее время крупнейшее газовое месторождение в мире — Южный Парс — контролирует именно Китай, а Европа не в состоянии найти альтернативы российскому газу. Вот что значат санкции для того, кто их вводит.
Надо сказать, что история показывает, что санкции в среднесрочной перспективе начинают сильнее всего бить по тому, кто их ввел, а не по тому, против кого они были введены.
Теперь что касается оборудования для добычи на шельфе. Российский шельф — это шельф Северного Ледовитого океана преимущественно. И на этом шельфе достаточно сложная ледовая обстановка, и то оборудование, которое в состоянии предложить США, в принципе не пригодно для добычи в этих условиях. Поэтому США для этих целей нам продать просто нечего — они этим не располагают.
Ну, а что касается сланцевого газа, нефти и вообще разработки сланцевых формаций, для разработки такого рода формаций применяется оборудование для гидроразрывов пласта. Сама технология разработана, между прочим, никак не в США, а в Советском Союзе. Просто в России перестали выпускать это оборудование уже достаточно давно, в 90-е годы, когда у нас был распад промышленности… И такое оборудование совершенно прекрасно производят китайцы! В результате, американцы потеряют рынок сбыта, мы прибудем к китайскому оборудованию и уже перестанем думать об американском. Может быть, китайское похуже качеством, но вполне работоспособно и применяется в разных странах мира. Поэтому говорить о том, что эти санкции нас сильно накажут, я не могу.
Кстати, у нас тех месторождений, которые есть на суше и расположены в хороших, удобных местах, хватит еще лет на сто. Поэтому говорить о том, что мы очень спешим с разработкой шельфа или нам позарез необходимо добывать нефть и газ сланцевых формаций, это смешно. Это не профессиональный подход".
"Если они придумали энергетический рынок и сланцевые разработки, то как они могут загрести все это под себя, у нас такого рынка вообще и не было, да и технологии не было, — считает заведующий сектором "Энергетические рынки" энергетического департамента Института энергетики и финансов Николай Иванов, с которым связался корреспондент Pravda.Ru. — Это то направление, в котором мы бы смогли развивать свои технологии с помощью того опыта, который был наработан в Америке и в Канаде. Этот опыт гидроразрыва пласта и горизонтального бурения, действительно, нуждается в изучении и вполне мог бы быть применен на наших трудноизвлекаемых запасах, то, чем в принципе начали заниматься российские компании в содружестве с западными корпорациями.
То, что будет наложен запрет на поставку оборудования, с одной стороны, это очень плохо, потому что мы не сможем брать готовое оборудование. С другой стороны, это дает возможность для того, чтобы нам создать какие-то собственные аналоги, но это все потребует времени. Поэтому нас в ближайшем будущем ожидает некоторая пауза в развитии этих проектов на шельфе и по добыче трудноизвлекаемых ресурсов нефти и газа. Импортозамещение произойдет, но не сразу".
Что интересно, Евросоюз также, вообще-то, ранее запретил поставлять России технологии для глубинной добычи нефти, освоения арктического шельфа и разработки сланцевых нефтяных запасов. Но вот газовую отрасль европейцы намеренно вынесли за скобки, что и понятно. В отличие от американцев, европейцы будут отказывать в выдаче экспортных лицензий на глубоководное бурение, освоение арктического шельфа и добычу сланцевой нефти только в, так сказать, "особых" случаях.
Впрочем, судя по всему, без "трудного" сланцевого газа Россия еще парочку поколений может обойтись прекрасно, так что ну их, этих американцев, с их санкциями. Как говорится, не очень-то и хотелось…
Читайте также:
Войну на Украине остановит газ
Сланцевый газ Украины сгинул как Атлантида
Обама метит в газовые поставщики