Россия закрывает небо от агрессоров

Появилась информация, что в ответ на санкции в отношении лоукостера "Добролет", который вынужден был свернуть только начавшуюся деятельность, российские чиновники обдумали меры против европейских авиакомпаний. В них входят запрет части чартеров из ЕС, изменение транссибирских маршрутов и запрет транзита авиакомпаний Украины. Стоит ли игра свеч, спросим у экспертов.

Вообще-то, так называемый Транссибирский воздушный маршрут является кратчайшим путем из Европы в Азию (позволяет сократить до четырех тысяч километров). За его использование иностранные авиакомпании платят "Аэрофлоту" (это государственный правообладатель маршрута) порядка 300 миллионов долларов в год! Деньги немалые, прямо скажем.

Для европейцев закрытие маршрута над Россией крайне серьезно. Хотя в прессе уже появилось мнение, что информация о возможном введении санкций — это осознанная, то есть санкционированная "сверху", утечка информации в качестве предупреждения Евросоюзу. Закрытие транссибирского направления для авиаперевозчиков Европы означает увеличение времени в пути и расхода топлива, уменьшение ресурса самолета, недовольство пассажиров и так далее. Ну и представьте себе: американским и европейским компаниям над Сибирью летать запретят, а, скажем, азиатским или латиноамериканским — нет. Да ведь пассажиры тут же перебегут к другим перевозчикам и вернуть их можно будет с огромным трудом.

"Где-то 300 миллионов мы потеряем, а потери западных компаний будут сильно больше — миллиарды, — рассказал в интервью Pravda. Ru экономист, публицист, руководитель компании экспертного консультирования "НЕОКОН" Михаил Хазин. — И в этом смысле это, конечно, наш ответ на санкции. С другой стороны, как бы уже очевидно совершенно, что дружба с Западом невозможна, что Запад из всех видов договоренностей признает только полную капитуляцию. Поэтому я думаю, что все это закончится плохо. Но к этому имеется объективная тенденция. Поэтому мир сегментируется, оригинализируется, поэтому в этом смысле будут еще разные проблемы.

Читайте также: Киев увлекся и ввел санкции против себя

Грубо говоря, мы же не знаем, о чем разговаривает Путин с Обамой, с Меркель и другими персонажами. Поэтому мы не можем дать объективную оценку. На самом деле, я думаю, что именно вот этим все будет определяться. Я думаю, что правительство представит Путину список ответных санкций, а Путин, исходя из своего понимания, выберет оптимальный. Я думаю, что так будет. На самом деле, от "наших ответов Западу" проигрывают все, хотя и в разной мере. Но мы должны показать Западу, что такие штучки не пройдут!".

"Компании западные, вопреки имеющимся договоренностям, заключенным контрактам, эти контракты не выполняют, — считает научный руководитель Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Сергей Валентей, с которым связался корреспондент Pravda. Ru. — Это не соответствует закону. Зарубежные государства вмешиваются, вводят против нашего государства санкции вопреки компаниям и имеющимся договоренностям. Это тоже медицинский факт. Если тебя бьют по левой щеке — подставляй другую? Если бы этот аргумент прозвучал в 1992-93 году, когда у нас был известный министр иностранных дел, который проводил "интересную" политику… Он, может быть, был бы своевременен.

Нас загоняют в угол, но при этом говорят — не огрызайтесь. Если отвлечься от этого факта, то нам говорят — вас бьют, но вы опустите руки, чтобы вас били дальше. Я не знаю, будет ли принято в России решение отвечать на авиационные санкции, или это кухонные разговоры. То, что вводятся санкции по продовольствию и прочие ограничения, я это вижу и знаю, что принято решение. Я вообще сторонник того, что худой мир лучше хорошей войны. В ситуации, когда одна сторона не очень уважает те договоренности, которые есть по отношению к другой стороне, они, наверное, должны вызывать соответствующие санкции. Надо быть терпеливым, но не до мазохизма же!".

Напомним, что президент России Владимир Путин лично поручил правительству проработать ответные меры на западные санкции. При этом президент подчеркнул, что ответ должен быть аккуратным — нужно поддержать и отечественных производителей, и не навредить потребителям. И, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, "…нужно все "за" и "против" принимать во внимание, дабы не уподобляться американцам и европейцам, фактически ударяя молотком себя по голове".

Читайте также: Большой ли бумеранг летит на Запад?

Между тем европейские биржи отмечают массовый обвал акций западных авиаперевозчиков, вызванный российским ответом на санкции против нашего "Добролета". Напомним, лоукостер "Добролет" — стопроцентная "дочка" нашего "Аэрофлота", с 4 августа приостановил полеты из-за введенных против него санкций Евросоюза. Как уже сообщала Pravda. Ru, суммарные потери капитализации крупнейших европейских и американских авиакомпаний на фоне российского ответа на санкции против "Добролета" к середине дня среды составили около 4,5 миллиарда долларов (в пересчете по биржевому курсу на среду).

Так, бумаги Finnair падали на 2,2 процента до 2,6 евро за акцию, стоимость компании по биржевым котировкам за два дня снизилась на 30 млн евро. Air-France дешевеет на 4,7 процента до 7,15 евро за бумагу (за два дня капитализация компании рухнула на 11 процентов — больше 220 млн евро). Котировки германской Lufthansa просели на 2,9 процентов до 12,45 евро за акцию, за два дня опустившись на 10 процентов (около 570 млн евро). Лоукостер Ryanair дешевеет на 2 процента до 6,61 евро за бумагу (потеряно около 184 млн евро капитализации). Капитализация International Airlines Group за две торговые сессии рухнула на 6,5 процентов — это более 745 млн долларов. В среду бумаги корпорации на Лондонской фондовой бирже снижаются на 1,9 процентов.

В ночь на среду на американских биржах падали акции авиакомпаний США — и это аналитики тоже связывают с зеркальным ответом России на санкции Запада, точнее, со слухами о них. Так, компания Delta по итогам последней торговой сессии подешевела на 2,82 процента до 36,23 доллара за акцию (капитализация опустилась на 1,1 млрд долларов). American Airlines — на 2,5 процентов до 37,18 доллара за бумагу (потери по стоимости — 675 млн долларов). Котировки United Airlines рухнули на 3,43 процентов до 43,94 доллара за акцию (потери — 562 миллиона долларов). Причем такая картина наблюдается, когда ответ России на санкции даже еще не дан, идут только разговоры. Как видно, даже разговоров хватает, чтобы западные авиаперевозчики переполошились…

Читайте также: Терпению России пришел конец

В свою очередь, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) все-таки надеется, что политические осложнения между Россией и Евросоюзом, объявившим ранее о программе секторальных санкций против российской экономики, не будут влиять на договоренности по использованию европейскими авиакомпаниями транссибирских маршрутов. Но, собственно, пока еще небо над Сибирью Россия не закрыла. Подождем, что будет дальше…