Китайского дракона пустят вглубь России

Правительство может смягчить условия работы в России иностранных госкомпаний. По сути, для них открываются наши недра — ведь до сих пор они могли получить в проектах освоения месторождений не более 25 процентов. Либерализация нацелена на привлечение инвесторов из Китая, Индии и Ближнего Востока. А вот о "недровых" льготах для США и ЕС речи не идет.

Судя по прессе, именно на партнерство с Востоком Россия переориентируется в условиях конфликта с Западом вокруг Украины. И именно на Востоке международную экономическую экспансию ведут в первую очередь госкомпании.

Можно ли это считать зеркальным ответом на санкции США? Какой экономический эффект, кроме понятного политического, это может иметь для России? Вопросы непростые и, так сказать, очень масштабные, поэтому, прежде чем задать их экспертам по этой тематике, попробуем сначала просмотреть СМИ.

Правительство поручило минприроды, минэкономики и ФАС рассмотреть вопрос о том, чтобы дать иностранным инвесторам возможность увеличивать долю в компаниях-разработчиках участков недр федерального значения (крупные месторождения нефти, газа, золота, никеля, платиноидов и меди) сверх порога, установленного законодательством, пишет "Коммерсант".

Судя по всему, все это может перерасти в конкретные поправки в законодательство в части увеличения возможности присутствия иностранных инвесторов — безусловно, через рассмотрение на правительственной комиссии — с 25 до как максимум 49 процентов. Такие меры нужны для разработки крупных месторождений, в частности, для привлечения проектного финансирования. Сейчас, напомним, действует особый порядок иностранных инвестиций в компании, которые владеют лицензиями на участки недр федерального значения.

Читайте также: Американский газ пойдет не в Европу, а в Азию

"Какие-то далеко идущие выводы делать еще рано, — считает современный российский экономист и публицист, специалист в области государственного управления экономикой, финансов, риск-менеджмента и социального обеспечения Никита Кричевский. — Пока точно не известны конкретные условия, на которых в России будут работать иностранные компании. Так что с выводами спешить давайте пока не будем".

Как пишет "Коммерсант", вообще одним из ключевых поводов к обсуждению самой этой идеи стали проблемы "Роснефти". Дело в том, что наша госкомпания заключила меморандум о продаже китайской государственной CNPC 49 процентов в "Таас-Юрях Нефтегазодобыче", владельце лицензии на Среднеботуобинское месторождение (которое, кстати, входит в список стратегических).

Но в рамках текущего законодательства сделка невозможна. Предыдущие подобные сделки "Роснефти", в том числе по участкам на континентальном шельфе, с этим препятствием не сталкивались, потому что там речь шла о доле в операторе разработки месторождения, а лицензиями "Роснефть" продолжала владеть единолично. В то же время госкомпания неоднократно заявляла, что планирует дальнейшее партнерство с азиатскими компаниями в добыче нефти и газа в Сибири и на Дальнем Востоке.

И профильные ведомства лояльно отнеслись к идее либерализации закона. Если поправки в закон будут внесены, это расширит круг потенциальных инвесторов в крупные добычные проекты за счет арабских и в особенности китайских госкомпаний, это особенно актуально для проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, которые географически ориентированы на азиатских потребителей и нуждаются в крупных инвестициях.

В принципе, большинство из экспертов согласны с тем, что от такой "льготной" разработки недр Россия выиграет. Впрочем есть и другие мнения.

Читайте также: Обама метит в газовые поставщики

"Санкции США затрагивают очень небольшое количество госбанков и государственных предприятий, — рассказал в интервью Pravda.Ru директор банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков. — А системная распродажа ресурсов, причем компаниям, которые не обладают современными технологиями, которыми являются компании из Китая, Индии и прочих развивающихся стран, может быть еще и чревата очень серьезными экологическим проблемами. Смотрите, что с Китаем происходит, с его экологией. То есть, вполне вероятно, что будут отсутствовать новые технологии — соответственно, будет неэффективная разработка данных месторождений. И еще — это усиление отставания в области научно-технических разработок".

Ну что ж, как говорится, поживем — увидим. Ведь, увы, иного не дано. Обратить максимальное внимание на азиатских инвесторов Россию вынудили в числе прочего и западные санкции, из-за которых отношение к китайским инвесторам принципиально изменилось.

Именно Китай станет основным бенефициаром возможной "недровой" либерализации, также речь может идти о странах, в которых именно государственные компании контролируют энергетический сектор — Индии, Индонезии, Вьетнаме — а также об арабских суверенных фондах.

Ну что ж, МИД России уже предупредил США по поводу санкций — что санкции вынудят Россию на ответные меры. Как заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков, курирующий американское направление, все это пагубно для "обеспечения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов самих США".

Читайте также: Перехитрит ли "Южный поток" США и ЕС

По словам Сергея Рябкова, Россия не гонится за сиюминутной выгодой и не будет придерживаться тех методов, что выбрали для себя США. Тем не менее, действия Вашингтона подрывают все пространства международного сотрудничества.

"Мы осуждаем тех политиков и чиновников, которые стоят за подобного рода действиями, и подтверждаем намерение принять меры, которые будут восприняты в Вашингтоне болезненно и остро. Мы не гонимся за сиюминутным эффектом, не собираемся копировать вызывающие отторжение методы администрации США, на провокации не поддаемся и действуем спокойно. Но в Вашингтоне должны понимать пагубность подобного рода приемов не только для взаимодействия с Россией, но и для обеспечения внешнеполитических и внешнеэкономических интересов самих США", — уверен дипломат.

Да и вообще в МИД России расценили новые санкции США как "примитивную попытку отомстить за то, что события на Украине развиваются не по сценарию Вашингтона". Определение, конечно, жесткое, но верное по сути своей…