Чиновников ждет испытание "Волгой"

Дмитрий Медведев подписал постановление, которое вводит запрет на государственные и муниципальные закупки различных видов техники иностранного производства, например, иномарок. Поможет ли это отечественному производителю? И способны ли наши компании уже сейчас составить достойную  конкуренцию иностранным производителям по качеству и по цене?

Этот документ не означает полный отказ от сотрудничества с иностранными компаниями. Наоборот, он предусматривает развитие их производственной кооперации с российскими предприятиями, в том числе и в виде локализации производства по целому ряду технических образцов.

"Пока еще трудно судить о каких-то конкретных результатах этого процесса, - рассказал в интервью Pravda.Ru эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства, председатель всероссийского движения "За честный рынок", эксперт Национального антикоррупционного комитета Илья Хандриков. - Но, наверное, это здорово. Я очень рад, что есть идеи возвращения к собственным производствам, даже пусть на основе отверточных сборок. Но без закона о промышленной политике, без внятных и осознанных подходов ничего не изменится. На сегодняшний день не существует реальных вещей, которые бы способствовали развитию промышленности. И, если это первый шаг, то я преклоняюсь. Хотя я все-таки не очень верю в то, что у нас хватит мозгов и воли на то, чтобы что-то в этом плане реализовать".

Читайте также: Экономика России: выход из серой мглы

"В 2000-е годы, когда укреплялся рубль, это удешевляло закупку импорта и дополнительно влияло негативно на обработку, - рассказал Pravda.Ru заместитель директора Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Валерий Миронов. - То есть, наша обрабатывающая промышленность в результате оказалась слабым звеном. Поэтому все меры, которые не имеют коррупционного характера, поддержки обрабатывающей промышленности, должны приветствоваться двумя руками. Естественно, что не должно все доходить до абсурда, мы должны запретить закупку импортной техники только в том случае, если есть соответствующая отечественная техника. Например, иномарки с определенным уровнем локализации, то есть, с долей комплектующих, произведенных внутри страны, - это считается отечественной техникой, она может закупаться для государственных и муниципальных нужд. Поэтому я думаю, что эта мера, если она будет разумно применена, позитивно повлияет на развитие отечественной промышленности".

Читайте также: Прощай, производство! Привет, налоги!

По сути, правительство начало кампанию ограничения госимпорта с транспортных средств, ведь запрет распространяется на использование автоиномарок от чиновников до коммунального хозяйства. Обход запрета для производителей иностранных брендов лишь один - локализация производства, которая к 2018 году должна будет составить 60-70 процентов, пишет "Коммерсантъ". Вслед за автомобилями и тракторами ограничения в будущем распространятся на текстильную промышленность и при госзакупках медицинского оборудования.

"Речь идет не только о резонансных темах, но и об общественном транспорте, специальной технике, которая используется экстренными службами, бюджетными организациями, о технике, которая применяется в коммунальном хозяйстве, строительстве, целом ряде других сфер",- сообщил Дмитрий Медведев.

При составлении "запретного" списка были проанализированы имеющиеся возможности и мощности российских производств, а также их планы по кооперации с иностранными производителями. При этом иностранные бренды, которые производятся в России, для данного постановления являются российской техникой, если достигается обусловленный контрактами уровень локализации. Этот уровень будет увеличиваться по годам. Сейчас он составляет по разным предприятиям от 30 до 40 процентов.

По мнению других экспертов, запрет на импорт может, по крайней мере, символически, поддержать российские проекты в этих сферах - в первую очередь локализационные для крупнейших поставщиков государства по импорту, пишет "Коммерсантъ". Впрочем ограничение конкуренции сейчас Белым домом не рассматривается как временная мера - пока можно лишь предположить, что в дальнейшем при неизбежном росте цен на "локализованную" продукцию правительству придется заменять запреты на импортное оборудование на более мягкие схемы преференций, например, на усиление закупочных преференций российским компаниям в федеральной контрактной системе.

И в продолжение этой же темы. Как уже сообщала Pravda.Ru, вице-премьер Игорь Шувалов направил президенту России Владимиру Путину письмо, в котором сказано, что правительство страны подготовило законопроект об ограничении участия офшоров в госзакупках.  Допуск зарегистрированных в офшорных юрисдикциях  компаний к участию в государственных и муниципальных закупках предлагается осуществлять только при условии раскрытия ими информации о своих выгодоприобретателях, а также о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, членах коллегиального исполнительного органа.

Читайте также: Может ли ВПК России обойтись без Запада

При этом раскрытие таких сведений не будет являться обязательным при закупках заказчиками, осуществляющими свою деятельность за пределами РФ, при заключении контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за рубежом, а также в отдельных случаях закупок у единственного поставщика.

Информация о компаниях, находящихся в офшорной юрисдикции, будет включаться в реестр. Если при исполнении контракта окажется, что офшорный поставщик исключен из реестра, в том числе по причине предоставления недостоверной информации, заказчик будет обязан разорвать с ним контракт.

Ограничения коснутся не только самих госзаказов, но и субподрядов по крупным контрактам. Если цена контракта превысит установленный правительством размер, в него будет включаться условие о праве поставщика заключать договоры субподряда только с офшорами из реестра, говорится в письме. Таким образом, планируется ограничить заключение государственных и муниципальных контрактов с компаниями из офшорных юрисдикций. В случае согласия президента, законопроект будет подготовлен правительством для внесения на рассмотрение в Госдуму.