Самым ценным капиталом современности является интеллект профессионалов. Вложенные в кадры инвестиции приносят самые высокие проценты отдачи. Рабочие руки на заводы требуются все реже в связи с автоматизацией многих производств. А грамотные специалисты в узких областях ценятся крупными компаниями на "вес золота".
Научные работники и гениальные изобретатели, инженеры, программисты часто уезжают за границу. Данное явление носит название "утечка мозгов". На Западе им платят приличную заработную плату и высоко ценят их умственный потенциал.
Россия сейчас переходит к стадии, когда многие работодатели осознают прибыльность инвестирования в кадровый состав. Здесь необходима оценка интеллекта соискателей на должность, а также работающего персонала. Умственные способности — понятие эфемерное и сложно поддающееся оценке. Но профессиональный оценщик справится с любой сложной задачей.
Интеллектуальный капитал компании — опыт и навыки персонала, умение реализовывать свои возможности на благо развития бизнеса и продвижения своей компании вперед. Помимо умственных активов сотрудников, под интеллектуальной собственностью предприятия понимаются торговые знаки и патенты, зарегистрированные в установленном законом порядке, а также затраты на обучение сотрудников и репутация приобретенных компаний. Большая часть интеллектуального потенциала не имеет денежного выражения и не видна в бухгалтерской отчетности.
Оценка интеллектуальной собственности начинается с анализа деловой репутации компании. Цена этой репутации называется гудвилл. Показатель представляет интерес потенциальным инвесторам или новым хозяевам компании. Если гудвилл относится к торговым знакам, то он обладает определенным сроком. Стоит заметить, что эксперты часто называют гудвиллом грамотного руководителя, квалифицированных подчиненных или выгодное с экономической точки зрения местонахождение компании.
Для оценки стоимости деловой репутации компании экспертами используется несколько способов:
Балансовый метод. Это случай, когда цена репутации равна разнице активов и стоимости бизнеса;
Брендированный метод. Ситуация, когда величина прибыли компании находится в тесной зависимости от используемого бренда.
Оценка интеллектуального потенциала дает руководителю компании лишний козырь" — возможность заработка на владении определенными правами в монопольном режиме. Чаще всего это касается больших и всем известных корпораций, владеющих торговыми марками. Использование интеллектуального потенциала в деятельности компании способно повлиять на оптимизацию налоговой нагрузки, получение кредита или определение стоимости вклада в уставный капитал.