Россия и Китай ведут переговоры о совместном строительстве глубоководного порта в Крыму. Китай уже практически принял решение об инвестициях в новый завод по производству удобрений в регионе, есть и другие масштабные проекты. Но как они отразятся на экономике и экологии полуострова? И неужели экономика Крыма не справится без китайских инвестиций?
Уже практически как факт преподносится в прессе информация, что китайcкие инвесторы построят в Крыму завод по производству лизина, важного компонента для комбикормов, который станет крупнейшим в Европе. Стоимость проекта около 350 миллионов долларов. Планируется, что это будет крупнейший в Европе завод по переработке кукурузы в чистый кристаллический L-лизин — важной в животноводстве аминокислоты, кормовой добавки, увеличивающей вес животных, надои у коров и яйценосность у кур. Более того, крымский завод может войти в тройку мировых лидеров-производителей этого продукта, пишут "Известия".
Под завод на 450 рабочих мест уже выделено место в Джанкойском районе Крыма. При этом правительство полуострова обещает предоставить китайским инвесторам налоговые льготы в рамках закона об особой экономической зоне в Крыму. Правда, китайского инвестора в правительстве Крыма пока не называют — коммерческая тайна. В то же время, как говорят некоторые эксперты, китайским технологиям доверять не стоит, Китай якобы производит лизин с большим количеством примесей. Не получим ли мы в Крыму некую экологическую бомбу замедленного действия, по понятным причинам стремясь сейчас к сотрудничеству именно с Китаем?
Читайте также:
Владимир Соловьев: Мост через Керченский пролив — главная потребность Крыма
Александр Бузгалин: Китай может колонизировать Крым
Вообще самыми передовыми технологиями производства в этой сфере обладают США, в то время как продукция Китая вызывает нарекания именно из-за большого количества примесей. Кроме того, пишут "Известия", всей выращенной в Крыму кукурузы и зерна не хватит для производства требуемых объемов. Более того, основной ресурс получения крымского лизина — кукуруза — не сможет гарантировать должное качество продукта. Более качественный лизин получается из сои, а в Крыму ее пока не так уж много. В то же время приглашение китайских инвесторов, сами понимаете, очень даже оправданно в связи с санкциями Европы и США. Так что деваться вроде как и некуда.
А о том, что в Крыму, в Сакском районе, на средства китайских инвесторов будет построен глубоководный порт с подводной акваторией 25 метров, говорилось еще в минувшем году. Еще при украинском президенте Януковиче соответствующий меморандум был подписан в Пекине в рамках украинско-китайского бизнес-форума между компаниями "Киевгидроинвест" (Украина) и BICIM (КНР).
Тогда экологи заявили, что это убьет курорты западного побережья полуострова. И крымчане выходили на акции протеста и подписывали петиции против строительства порта. Также сообщалось, что Китай изъявил желание строить в Крыму дороги, причем при активном (чуть ли не монопольном) участии именно китайских рабочих и инженеров. Речи о таком строительстве идут и сейчас, причем с новой силой — не с украинской, а с российской недюжинной силушкой…
"По поводу переговоров о строительстве глубоководного порта на территории Крыма есть разные суждения — но это надо, на мой взгляд, отдать на откуп узкоспециализированным экспертам, потому что развивать все равно Крым надо! — считает руководитель общественной организации Института стран СНГ (Симферополь), контр-адмирал Владимир Соловьев, с которым связался корреспондент Pravda.Ru. — Если будут рабочие места, если это будет приносить прибыль государству, то это правильно. По поводу строительства завода удобрений, здесь надо быть очень внимательными, потому что Крым — это все-таки курортная зона".
Читайте также: В Крыму золотоносные и солнце, и вода
По поводу пресловутой "китайской опасности" Владимир Соловьев считает так: сейчас идет планирование стратегическое развития Крыма, нужно подтянуть его к регионам России. Это очень сложная программа, и, думаю, если будут какие-то сомнения у правительства, то оно примет меры, чтобы избежать любых опасностей.
Но вообще-то людей в Крыму больше интересует строительство моста через Керченский пролив. Там и иностранные силы тоже пытаются принять участие. Вот это — самое важное сейчас для Крыма! Потому что прямая дорога в Россию, коммуникации, которые будут под мостом, намного весомей, чем любой проект, который будет на полуострове. То есть от моста зависит, будут ли нормально строиться вообще любые объекты в Крыму, добавил контр-адмирал.
"Создание глубоководного порта на Черном море в Крыму — это в любом случае позитивный проект с точки зрения развития экономики этого региона, — сказал в интервью Pravda.Ru доктор экономических наук, профессор МГУ Александр Бузгалин. — Но есть, конечно, и ряд проблем. Первая, безусловно, экологическая и даже культурная, потому что Крым — это огромный культурный, туристический, историко-культурный заповедник. И большой грузовой порт — это все-таки некая угроза для развития этих аспектов территории.
Читайте также: Китай положил глаз на российский Крым
Россия должна будет, неукоснительно соблюдая международные экологические стандарты, вкладывать большие средства в охрану уникальной местной природы. Но есть и другая сторона, экономическая — Китай может стать очень серьезным инвестором в этот регион. И в итоге Крым вполне может превратиться в не требующий дотаций регион, а наоборот — приносящий доходы в федеральный бюджет уже через пять, может быть, чуть больше лет!".
В общем, дальше возникает, с одной стороны, соблазн солидных инвестиций, а с другой — угроза создания свободной зоны в Крыму, которая в этих условиях будет в значительной степени китайским проектом, эдаким чайна-тауном в Крыму. "Это экономически эффективно, но социо-культурно — все-таки не самый оптимальный проект. Так что, на мой взгляд, минусы скорее перевешивают плюсы", — добавил Александр Бузгалин.
Короче говоря, Россия должна семь раз отмерить, прежде чем отрезать кусок от солидного и явно вкусного пирога китайских инвестиций в Крым… Или не так?